Истинный

Истинный

(wahr) — суждение или какое-либо иное общее утверждение является истинным, если полагаемое им соответствует предметному содержанию (вещественному или невещественному). Против этой восходящей к Аристотелю формулы выдвигается возражение, что такая истина не может быть познана без познания самого соответствия, но это знание также было бы суждением и его истинность должна быть приведена в соответствие ещё с чем-либо иным, и так до бесконечности. Истинное в сформулированном выше смысле рассматривается как познавательный или онтологический предикат, но не в смысле одной лишь правильности, как это делается относительно значения истинности высказывания в исчислении высказываний (см. Логика) для того, чтобы отличить истинное от ложного.

Истинным является суждение, с очевидностью выражающее какое- либо положение дел. Или, говоря иначе, «суждение является истинным тогда, когда противоположное ему суждение с очевидностью невозможно». (О. Kraus. Franz Brentano, 1919.) «Если мы считаем суждение истинным, то представляем себе нечто очевидное, и именно таким образом, что сравниваем его (качество и предмет) с суждением, которое названо истинным, и представляем себе первое суждение согласующимся со вторым. Предполагается компаративное отношение, но при этом, однако, предмет суждения не отождествляется, как это считает теория отождествления, с суждением, а суждение сравнивается с суждением» (А. Kastil. Wahrheit und Sein, в «Ztschr. f. philos. Forschg.», I, 1947). Но высшим критерием истины было и остаётся объективное бытие, «действительность » как целое; из этого следует, что каждая единичная «истина» может претендовать только на относительную ценность, т. е. что она несовершенна (ср. Заблуждение) и имеет значение только в данный момент, что она не является всей истиной.

Для современной семантики проблема истинности неразрешима — и в том виде, как она была вначале представлена в аристотелевском понимании, и в особенности — в повседневной речи. Но вероятно, что возможность познания истины в ходе развития истории, начиная с весьма примитивной стадии, все время совершенствуется, увеличивается, углубляется: мышление все более и более соответствует бытию (однако всегда только как субъективная параллель объективной), приближается к состоянию, где оно совпадёт с бытием; см. Конвергенция.

Смотрите также:
Логика
Конвергенция