Историзм

Историзм

(Historismus; от лат. historia — «история») — историческое сознание, т. е. сопровождающее всякое познание сознание того, что все является ставшим (Gewordenheit), даже духовное бытие. В новое время было признано значение историзма для исследования истины, а в настоящее время он вновь стал предметом философского обсуждения благодаря Кьеркегору, Ницше, Зиммелю, Эйкену, а прежде всего — Дильтею и философам-экзистенциалистам (см. Историчность). Историзм в дурном смысле является отступлением перед настоящим в прошлое, благодаря чему утрачивается истинная ценность данных фактов и их значение становится относительным. На эту форму историзма особенно нападали Э. Трёльч (Der Historismus und seine Probleme, 1922; Der Historismus und seine Uberwindung, 1924) и Генрих Риккерт.

«Там, где действительность должна постигаться в её индивидуальности и особенности, там просто логически бессмысленно подводить её под всеобщие понятия или выставлять исторические законы, которые, как мы знаем, в качестве законов необходимо являются всеобщими понятиями... Дело не в том, что более или менее трудно найти законы истории, а просто понятие „исторического закона“ содержит contradictio in adjecto, то есть историческая наука и законооткрывающая наука взаимно исключают друг друга» (Rickert. Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriftsbildung, 19214). Историческая школа — это направление, основанное Ф. К. Савиньи, И. Г. Эйхгорном, В. Гриммом, Л. фон Ранке и др. С их точки зрения, следует добиваться исторического понимания на основе детального исследования. В противоположность им К. Поппер употребляет понятие «историцизм», под которым он имеет в виду такое отношение к общественным наукам, которые предполагает, что их основной целью является исторический прогноз, которой станет доступным благодаря тому, что будут открыты «ритмы» или «модели», «законы» или «направления» развития, лежащие в основе хода истории.

Смотрите также:
Историчность