Итальянская философия

Итальянская философия

(italienische Philosophie).

1. Введение. В развитии схоластической философии принимали участие итальянские учёные с мировым именем — это прежде всего Ансельм Кентерберийский (1033–1109), Бонавентура (1221–1274) и Фома Аквинский (1225–1274). Собственно итальянская философия начинается с Ренессанса — возрождения греческой философии, совершающегося в итальянском духе. 

2. Ренессанс и гуманизм. За платоновскую философию выступил Плетон (ок. 1355–1450), потому что она ближе, чем аристотелевская, стояла к христианскому способу мышления. К нему присоединились Марсилио Фичино (1433–1499), руководитель платоновской Академии во Флоренции, и Пико делла Мирандола (1463–1494), в то время как Пьетро Помпонаци защищал аристотелизм в духе александрийской школы. Ортодоксальность частично обнаруживает аристотелизм позднейшего Ренессанса, представленный Андреа Цезальпинусом (1519–1603) и Джакомо Забареллой (1532–1589). Учёный-естественник все более и более выступает против сложившегося философского типа; Джероламо Кардано (1501–1576) создал динамическую философию универсальной смены форм; меньшее значение для философии имел известный деятель науки Бернардино Телезио (1508–1588). Франческо Патрици (1529— 1597) пытался объединить критическое исследование природы со спекулятивной «метафизикой света». Все эти мыслители были предвестниками подлинных духовных борцов, чьи ряды возглавил Леонардо да Винчи (1452–1519), который в своём философско-научном исследовании гениально объединил созерцание и мышление, в то время как Никколо Макиавелли (1469–1527) развивал философию национальной истории. Джордано Бруно (1548–1600) вновь открывает в видимой Вселенной невидимую бесконечность Бога, которая наполняет человека «героическими страстями». И уже окончательное преодоление средневековья в духе пытливой науки (естествознания) приходит вместе с Галилео Галилеем (1564–1642).

3. Контрреформация и Просвещение (середина XVII — конец XVIII в.). Уже Патрици своими философскими работами способствовал Контрреформации, в ещё большей мере это можно сказать о Томмазо Кампанелле (1568–1639), несмотря на его подчёркнутую враждебность к схоластике. Кардинал Беллармин (1542–1621) защищает родственное более позднему догмату о папской непогрешимости убеждение о власти папы. Основателем современного историзма стал Джамбаттиста Вико (1668–1744). Чезаре Беккариа-Бонесана (1737–1794) создал социал-реформистскую философию морали и права. Философия английского и французского Просвещения была воспринята итальянскими мыслителями, но дальше они её не развили. 

4. XIX в. Энтузиазм, родственный спекулятивному взлёту в немецком идеализме и представленный в Северной Италии кантианцем Антонио Розмини (1797–1855) и Винченцо Джоберти (1801–1852), для итальянской философии оказался решающим. Для Джоберти, в своём мышлении поднявшемся до Гегеля и диалектического метода, не только бытие, но и само божественное бытие доступно познанию. Философия, развиваемая в Южной Италии, к этому времени была охвачена первой волной гегельянства; главные представители его здесь — Бертрандо Спавента (1817–1883) и Франческо Де Санктис (1817–1883). Паскуале Галлуппи (1770–1846) и Альфонсо Теста (1784–1860) были кантианцами. Наконец, в итальянской философии имел место и позитивизм, представленный Карло Каттанео (1801–1869) и Джузеппе Феррари (1812–1876), защищавшими линию Вико в гуманитарных науках. В середине XIX в. возникло сильное неосхоластическое движение; его представители: Каэтано Сансеверино (1811–1865), Томмазо Циглиара (1833–1893) и Маттео Либераторе (1825–1892). Это движение получило существенную поддержку в энциклике папы Льва XIII «Aetemi Patris», вышедшей в 1879, и благодаря основанию в 1891 Академии Фомы в Ватикане. Наоборот, следующая волна гегельянства едва произвела некоторое действие. Новейшее кантианство получило известное влияние только благодаря Карло Кантони (1840–1911); ему следовали Феличе Токко (1845–1911), историк философии Алессандро Кьяпелли (1875–1931) и скептический критик Джузеппе Ренси (1871–1941). На границе между идеализмом и позитивизмом стоит Бернардино Вариско (1850–1933). Представителями новейшего (естественно-научного) позитивизма являются Роберто Ардиго (1828–1920) и Паскуале Виллари (1827–1917). Позитивистскую социологию представлял Антонио Лабриола (1843–1904).

5. XX в. Ведущими философами первой половины этого столетия вплоть до Второй мировой войны были Дж. Джентиле (1875–1944), развивавший «актуалистическое» неогегельянство, и Бенедетто Кроче (1866–1952), который сам себя называл идеалистом в духе Де Санктиса в эстетике, гербартианцем в морали и вообще в понимании ценностей, антигегельянцем и антиметафизиком в теории истории и понимания мира вообще, натуралистом или интеллектуалистом в теории познания.

Наряду с неотомистской философией, изучением истории своей философии и неогегельянства центральное место в итальянской философии занимают сегодня толкования марксизма, герменевтика и экзистенциализм, а также влияние французской и английской философии, в особенности их новейших течений.

Смотрите также:

  • Советская философия
    (Sowjetphilosophie) — под этим термином западные исследователи понимают ...
  • Греческая философия
    (griechische Philosophie). — Греческая философия в мировой истории духа ...
  • Мировая скорбь
    (Weltschmerz) — распространённое во времена романтики чувство, что ...
  • Оно
    (Es) — понятие, введённое Г. Гроддекком, в глубинной психологии ...