Китайская философия

Китайская философия

(chinesische Philosophie) —

1. Предыстория китайской философии до начала VI в. до н. э. Самое раннее предание китайского народа (книга Шу цзин) содержит космогонический культ неба, который связывает движение небесных светил не просто с регулярным протеканием природных процессов, но также и с судьбами государств и отдельных людей и с заповедями нравственного восприятия. Наполняющие и движущие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь первичные субстанции, или силы Ян и Инь, о которых говорится в книге И цзин, обусловливают сущность пяти элементов природы: металла, земли, дерева, воды, огня; пяти естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода; пяти основных человеческих функций: жеста, речи, зрения, слуха, мышления и пяти основных аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности. В целом древнейшая китайская философия до VII в. до н. э. была практически-трезвой посюсторонней символической крестьянской религией.

2. Древняя китайская философия: 600–200 до н. э. В VI в. до н. э. появляются два мыслителя, влияние которых сохраняется до наших дней: Лаоцзы и Конфуций. Две главные добродетели, на которых настаивал Конфуций, любовь к ближним и почитание старших Мо Ди расширил до понятия всеобщего человеколюбия, которое позволило ему требовать социальных реформ. Учение Лао-цзы о дао в поэтической форме излагал Чжуан-цзы, в то время как Ян Чжу дал материалистическое понимание дао. Хуэй Ши (IV в. до н. э.) — первый логик и софист. Шан Ян и Хань Фэй-цзы, как философы, занимающиеся вопросами государства, являются главными представителями фацзя («законников»). Этическое учение Конфуция было развито Мэн-цзы в духе оптимизма и Сюнь-цзы (III в. до н. э.) в духе пессимизма. Конец III в. до н. э. завершает классическую, для всей китайской философии в целом решающую по своему значению древность, завершает великим гонением на философов и сожжением книг. 

3. Средневековый период китайской философии: 200 до н. э. — 1000 н. э. Этот период наполнен полемикой между проникнувшим в III в. н. э. в Китай буддизмом, с одной стороны, и с другой — даосизмом и конфуцианством, которые в свою очередь также полемизировали друг с другом; конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. Выдающиеся мыслители: император [династии] Хань У Ди (И в. до н. э., конфуцианец; впервые делает конфуцианство государственным учением), даосисты Ян Сюн и Гэ Хун (мистический натурфилософ). В I в. н. э. жил Ван Чун, радикальный философ-материалист. В VI в. расцветает буддизм, в VII в. начинается его преследование. Решающее значение имеет появление неоконфуцианства X в., в эпоху династии Сун; в нем была найдена та форма конфуцианства, которая остаётся определяющей до сегодняшнего дня. Под его влиянием находился натурфилософ Чжоу Дунъ-и (1017–1073). К наиболее значительным и влиятельным мыслителям этого времени относятся братья Чэн, а также Чжу Си (1130–1200) — «второй Конфуций» (ср. Японская философия, Корейская философия).

4. Новое время китайской философии: с 1000. Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем обретает религиозное почитание (1055 — возведение рода Конфуция в высокое дворянское достоинство, 1503 — причисление Конфуция к лику «святых», сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений). С другой стороны, гонение на даосизм (формальное запрещение — в 1183). Значительных мыслителей немного; следует упомянуть Ван Янмина (XVI в.), который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. Христианство, проникнув к тому времени в Китай, не смогло оказать влияния на китайскую философию. Позднее приобрели известность педагог Янь Юань (XVIII в.), а также некоторые из новых конфуцианцев-рефомистов; из современных философов следует в первую очередь упомянуть Гу Хуньмина, который вёл борьбу за чистоту китайской философии, а также Сунь Ятсена. Хотя в сегодняшнем Китае на переднем плане находится маоистское толкование диалектического материализма, нельзя не видеть возвращения к традиции, особенно к конфуцианской жизненной практике.

Смотрите также:
Японская философия
Корейская философия