Наука

Наука

(Wissenschaft; греч. episteme, лат. scientia) — отрасль культуры, которая существовала и существует не во все времена и не у всех народов. Родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были греки, передавшие затем её в качестве особого идеала культурной жизни европейским народам. Наука образует сущность человеческого знания; согласно Канту, она есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам; реальная упорядоченная связь истинных суждений, предположений (см. Гипотеза, Теория) и проблем, относящихся к действительности в целом и отдельным областям или сторонам её. В отличие от неупорядоченного (опытного) знания (эмпирии) наука не довольствуется только вопросом «что», но спрашивает также и «почему», спрашивает об основах и причинах вещей (Аристотель). В анализе она переходит от «целого» к «частям», а в синтезе — наоборот; посредством индукции наука переходит от опыта и наблюдений к понятиям, суждениям и умозаключениям, от отдельного, особенного — к общему, а при помощи дедукции — от общего к частному, всегда проверяя одно другим (см. Метод).

Прогресс науки заключается в том, что она все более систематически проникает вглубь и вширь (см. Система) в действительность, в элементы бытия, событий, во все более глубоком познании вообще, которую мы называем миром. Смысл этой связи исходит от нас самих, из нашего существования с другими и из роли, которую играет в этом событии реальность сущего. Наукой в истинном смысле является наука о мире. По отношению к частным наукам задача философии заключается в том, что она намечает области реально связанных друг с другом объектов. Но наметить предметные области — значит дать не простую схему их деления, но «вместе с тем и проект, на котором основывается вся конкретная работа мысли и постановка научных вопросов... При этом особенно важно, что этот намечающий области проект реальности и её строения может сделать видимым лишь то сущее, которое он определяет» (Хайдеггер). И именно потому, что философия в первую очередь должна выработать инструменты мышления, прежде чем вообще сможет обнаружиться какая-нибудь определённая и соответственно новая область реальности (например, техника стала возможной только тогда, когда уже были налицо метафизические представления о покорении природы в современном смысле этого слова; см. Рационализм).

В Западной Европе наука представляет собой продукт развития мысли древних греков, которая, возникнув из мифологического рассмотрения мира, перешла к постижению его в понятиях (см. Европейская философия). Наука в древнегреческой культуре представляла собой целостную науку, и зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появившиеся в особенности под влиянием Аристотеля и его школы, таких великих врачей, как Гиппократ, Гален и т. д., а также атомистов, не нарушали целостности науки и картины мира. В эпоху христианского средневековья наука также разрабатывалась (и с успехом) как гармоническое целое (ср. A. Dempf. Die Hauptform der mittelalterlichen Weltanschauung, 1925). Только в конце средневековья произошла (замеченная лишь немногими мыслителями) подмена понятия «наука » понятием «естествознание». Эта «новая наука» начала своё триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, получаемых экспериментальным путём, и обнаружена и точно исследована закономерность природы. Эта новая форма науки приобрела столь большое значение, что Кант оценивал частные науки в зависимости от степени применения в них математики.

Под влиянием этой экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остальных стран мира. В особенности оно возросло благодаря подведению строго научного фундамента под медицинские науки и связанную с ними технику, которая базировалась до этого времени исключительно на ремесленном опыте. С развитием новой науки стало необходимым все сильнее углубляющееся расчленение её на специальные науки. В результате этого часто утрачивалось понимание истинной цели науки как науки о мире, а действительности — как единого целого. Рационализм также превратился в единственно господствующую форму образования и воспитания, что привело к переоценке интеллектуального образования. Это, в свою очередь, отразилось на науке и повлекло за собой все большее и большее превращение учёного в специалиста, а высших учебных заведений — в места по подготовке специалистов. См. Науки теория. Из-за отсутствия со стороны частных наук достаточного внимания к этой общей для них всех цели наступил «кризис науки», который был не только кризисом доверия в отношении вещей, но главным образом кризисом самих учёных.

«Ныне всюду глядят в корень, ищут теоретические принципы в разнообразных возможностях, противопоставляют их друг другу. Это обстоятельство повергает дилетанта в сомнение и приводит его к выводу, что больше вообще нет никакой твёрдой опоры и все познанное эфемерно. Но познание выглядит таким только для того, кто сам не участвует в нем. Творческие шаги к новым принципам хотя и потрясают все здание знаний, но они предпринимаются вновь и вновь, составляя непрерывную цепь исследований, которые в новом смысле сохраняют по отношению к отдельной науке в целом полученные результаты, вызывавшие сомнение. Впрочем, кризис науки является кризисом людей, которые её постигают, если они неискренни в своём желании знания» (К. Jaspers, Die geistige Situation derZeit, 1956). Некоторые мыслители (например, Фрэнсис Бэкон, Лейбниц, Д’Аламбер, Конт, В. Вундт, Б. Эрдман, Оствальд и др.) пытались объединить частные науки в систему, основанную на единых принципах. Только возврат к целостному способу рассмотрения во всех областях науки позволяет преодолевать «кризис науки» и способствует в наше время срастанию частных наук и философии в единую науку в собственном смысле этого слова. В качестве связующего звена в этом процессе могут быть использованы приобретающие ныне большое значение в отдельных областях науки принципы кибернетического способа рассмотрения (см. Кибернетика).

Частные науки классифицируют с точки зрения их предмета или метода и выделяют описательные, объясняющие, типизирующие, генерализирующие науки; науки, изучающие события, законы, структуру, чисто теоретические дисциплины, технические методы и т. д. Они делятся также на практические и теоретические, общие и специальные, идеальные и реальные науки. Точными науками часто называют те науки, которые основаны на мере и числе (математика, физика и астрономия).

Смотрите также:
Гипотеза
Теория
Метод
Система
Науки теория
Кибернетика