Образование

Образование

(Bildung) — этим термином обозначают как духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, так и процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т. е. процесс формирования этого облика. При этом главным является не количество знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. В образовании имеется всегда как формальная сторона, т. е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т. е. содержание образования. То значение, в котором слово «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в конце XVIII в., особенно под влиянием Гёте, Песталоцци и неогуманистов, и обозначало тогда общий процесс духовного формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей.

С этого времени данное слово приобрело более широкое значение. Обычно различают общее образование, которое даётся в школе, и специальное образование (например, научное, музыкальное, техническое). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться, однако, как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. Цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и другие виды образования). Образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для общества в целом. Однако в действительности оно все более вытесняется образованием (обучением) специалистов постольку, поскольку без преувеличения можно говорить об упадке собственно человеческого воспитания.

Смотрите также:

  • Гольбах
    (Holbach) Поль (барон д’Гольбах) — французский философ; р. 8.12.1723 ...
  • Мид
    (Mead) Джордж Герберт — американский философ; р. 27.2.1863 (Саут-Хэдли, ...
  • Бройль
    (Broglie) Луи де — французский физик; p. 15.8.1892 (Дьепп) — ум. 1987 ...
  • Дидро
    (Diderot) Дени — французский писатель и философ; р. 5.10.1713 (Лангр) — ...