Подражание

Подражание

(Nachahmung) — как невольное (пассивное), так и сознательное (активное) повторение чужого поведения в интонации и жестах, совершаемое по самым различным мотивам; оно свойственно поведению как животных, так и людей, как при игре, так и при упражнениях или учении, применяется в развитии речи, искусства, нравов, моды и т. д.: «Все большие ценности которыми человек может пользоваться в своей творческой профессиональной деятельности, в семье, в дружбе, в религии и искусстве, — все они оставались бы закрытыми для индивидов, если бы подражание не давало им в руки ключ к этим сокровищам » (Фиркандт). Тард («Les lois de imitation», 1890) рассматривал подражание как самую важную в обществе формирующую силу; Ницше — как средство всех культур.

Образец, достойный подражания, является одним из важнейших факторов воспитания, пренебрежение которым в педагогической практике ведёт к опустошительным последствиям, что нетрудно продемонстрировать на психологическо- поведенческом уровне. На подражание как эстетический принцип указывал в своей «Поэтике» ещё Аристотель, учивший, что искусство есть подражание природе, которая даёт человеку образцы для подражания и тем самым вызывает у него стремление к подражанию. Для идеалистического же понимания искусства сущность его состоит в идеализации образцов природы. Руд. Касснер говорит, что в искусстве человек подражает богам.

Смотрите также: