Трансцендентальный

Трансцендентальный

(transzendental; от лат. transcendere — «переступать») — в схоластической философии в общем плане равнозначный трансцендентному; в особенности то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство основных определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. Обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое. Сущее — вещь в себе; при отрицании деления оно есть единое, отделено от других сущих — нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле — добро, без учёта воли — совершенно. У Канта это понятие употребляется в ином, неонтологическом значении (ср. Т. Ziehen. Logik, 1920).

Кант называет трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта — в таком случае речь шла бы о трансцендентном, — а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. Коперниковский поворот). Трансцендентальную философию Кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершённой системы чистого разума. Неокантианец Баух даёт более современную формулировку понятию трансцендентального: «Следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, её метод». В настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта, причём указывают на такой вид познания предметов, который является возможным априори.

Смотрите также:
Коперниковский поворот