Учение о происхождении видов

Учение о происхождении видов

(Abstammungslehre), или десцендентная теория (от лат. descendere — спускаться) — пытается найти объяснение происхождения различных ныне обитающих живых существ и их видов в изменении предшествующих поколений живых существ и их видов, вывести их все или из одного правила (монофилетическая [греч.], одноствольная, теория происхождения видов), или из нескольких (полифилетическая [греч.], многоствольная, теория происхождения видов). Отклонения учения о постоянстве видов и вместе с тем почти всеобщего признания теории происхождения видов добился Чарлз Дарвин; особенно большую роль сыграло его произведение «О происхождении видов» (1859).

Реальные доводы этой теории: данные сравнительной анатомии, физиологии и истории развития существующих ныне видов, а также находки палеонтологии относительно вымерших видов. Основные направления толкования этих фактов в общих рамках теории происхождения видов:

1. Теория катастроф Кювье, согласно которой существующие виды много раз погибали и вновь возникали (фактически это скрытое сохранение теории постоянства видов).

2. Учение о приспособлении к условиям окружающей среды: а) пассивное приспособление, совершающееся под воздействием сил окружающей среды при сохраняющемся, в основном, постоянстве видов — по Ламарку; b) активное приспособление и освоение внешней среды вследствие использования и сохранения, по сути дела, случайных, но благоприятных изменений — по Дарвину. 

3. Учение о наследственности, согласно которому главным носителем изменения, эволюции является в большинстве случаев не подвергающийся влиянию окружающей среды врождённый признак (генотип) соответствующего живого существа или всего вида и претерпевающий изменения только при слиянии различных врождённых признаков при размножении. Теория происхождения видов зависит от дальнейших находок палеонтологии, а также от результатов генетики. Однако уже теперь эта теория оказывает решающее воздействие не только на понимание органического мира, но и на духовно-культурную картину мира.

Смотрите также:

  • Руссо
    (Rousseau) Жан Жак — франко-швейцарский педагог и философ; р. 28.6.1712 ...
  • Динамика
    (Dynamik; от греч. dynamike [episteme]) — «учение о силах» и о производимых ...
  • Воспоминание
    (Erinnerung) — непроизвольно возникшее или произвольно вызванное ...
  • Квантифицирование, квантификация
    (Quantifizierung, Quantifikation; от лат. quantitas — «бытие в некой величине» ...