Франкфуртская школа

Франкфуртская школа

(Frankfurter Schule) — наименование круга современных философских и социолого-политологических авторов, чьи работы, с разных точек зрения, имеют дело с критической теорией общества. Ни в одном сочинении того направления критической социальной философии, которое обычно обозначают как франкфуртскую школу, не выступает стремление обосновать некую школу мысли с точно установленной программной ориентацией. Можно установить скорее некоторое принципиальное соответствия мыслительного подхода и диагноза современности (но не относительно вопросов общественно-политической практики) у более старых членов «Frankfurter Instituts fur Sozialforschung» [«Франкфуртского института социального исследования»], руководство которым в 1930 принял Макс Хоркхаймер, и у более молодых представителей, которого, однако, недостаточно, чтобы говорить о некой в себе замкнутой и непротиворечивой системе. Это развитие для наглядности можно изобразить в трёх фазах.

Первая из них документирована главным образом статьями Макса Хоркхаймера, напечатанными в «Zeitschrift flir Sozialforschung» [«Журнале по социальному исследованию»]. При этом речь идёт преимущественно об исторически направленной саморефлексии «критической теории», которая стремится отстраниться от «традиционных» теорий и таким способом находит собственную позицию, но также и о социологических исследованиях, таких, как исследования в томе об «авторитете и семье». Следующую фазу образуют написанные им совместно Теодором В. Адорно философские фрагменты — «Диалектика просвещения», — которые стремятся показать, как само Просвещение из-за недостатка саморефлексии впадает опять в мифологию. После войны появляются «Авторитарная личность», «Minima Moralia» Адорно, его же исследования по философии искусства, которые необходимо рассматривать вместе с такими же исследованиями его друга В. Беньямина, и как обобщение — «Негативная диалектика».

Эта книга стремится ещё раз критиковать диалектику посредством неё самой, освободить гегелевскую форму от утвердительных аспектов, которые продолжились ещё в диалектическом материализме. Набросок «теории прогрессирующего общества», которое, с точки зрения Адорно , невозможно так рассматривать, дал Герберт Маркузе, его друг и сотрудник по «Журналу социального исследования», в «Одномерном человеке». Юрген Хабермас перенёс размышления критической теории после изучения «структурного изменения общественности» и «теории и практики» на область методологии и довёл до конца, особенно с Хансом Альбертом, «спор о позитивизме в немецкой социологии». Его концепцию обрисовывает его книга «Познание и интерес», задуманная как пролегомены к теории общества, книга, которая несёт в себе идею саморефлексии науки; см. Критический рационализм.

Смотрите также:
Критический рационализм