Субъективность

Субъективность (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

На предыдущих страницах мы использовали слово «объективность», и сейчас пришло время окончательно выяснить, что мы имеем в виду. Предположим, что некоторую сцену (скажем, в театре) одновременно смотрят несколько человек и снимают несколько фотоаппаратов. Впечатление, возникающее у зрителя или на фотографии, в некоторых отношениях аналогично впечатлениям, возникшим у других зрителей и на других фотографиях; в других отношениях оно отличается. Назовём сходные элементы «объективными» элементами впечатления, а различающиеся элементы — «субъективными». Так, характеристики форм, которые рассматриваются в проекционной геометрии, будут объективны, в то время как формы в метрической геометрии (где длина и угол измеряются) не могут быть объективными, если опираться только на зрение, не прибегая к другим органам чувств. На фотографии человек на сцене покажется выше ростом, если фотоаппарат расположен ближе к сцене и все фотоаппараты одинаковы. Однако если четыре актёра стоят в ряд на одной фотографии, они будут стоять в ряд и на другой; это — «объективная» характеристика впечатления. И различия в визуальных впечатлениях разных зрителей с нормальным зрением совершенно аналогичны различиям на фотографиях; точно так же будет обстоять дело и со сходством. Таким образом, «субъективность», о которой мы сейчас говорим, принадлежит физическому миру, а не психологии.

Субъективность в описании мира — это недостаток. Кант говорил о себе, что он совершил «революцию Коперника», однако он был бы более точен, если бы сказал о «контрреволюции Птолемея»: Кант вернул Человека в центр, из которого тот был низвергнут Коперником.

Смотрите также:

Цитаты из следующих работ Б. Рассела: