Лао-цзы

Лао-цзы

(Lao-tse) («Старый учитель») — почётное имя китайского философа Ли Бояна; р. 604 в княжестве Чу (провинция Хэнань) — ум. ок. 520 до н. э. за пределами Китая; хранитель архива чжоуского двора; наряду с Кун Фу-цзы (Конфуцием) — величайший китайский мыслитель; ему приписывают авторство «Дао дэ цзин» (трактат о пути и добродетели), пожалуй, более, чем другие китайские книги, переводившийся на другие языки (нем. изд. Р. Вильгельма, 1925, и Вейса, а также А. Эккардта, 1957); однако тот вид, какой она имеет сейчас, эта книга получила лишь после смерти Лао-цзы. Сверхземное дао, понимаемое иногда Лао-цзы даже как разновидность персонифицированного божества, есть величайшее сущее, первопричина всего бытия, к которой все снова возвращается.

В доступном пониманию земном дао лежит сян (прообразы, идеи) вместе с дэ (действующей силой). В соответствии с ними, согласно Лао-цзы, должен жить человек — отчасти думающий, отчасти действующий, т. е. заниматься у-вэй («невозмутимое согласие»; только позднее, под влиянием буддизма, слово «у-вэй» употребляется в смысле пассивного самосозерцания). Согласно Лао-цзы, «мудрец» ищет совершенства лишь в единстве с дао. Лао-цзы формирует человека, Конфуций — государство. Философия Лао-цзы имеет подчёркнуто метафизический характер по сравнению с философией Конфуция, что является также причиной того, что вне исконно народных культовых объединений она не могла иметь глубинных корней в духовной истории народа.

Смотрите также:

  • Agere sequitur esse
    (лат.) — положение в учении схоластов: действие вытекает ...
  • «Органон»
    (Organon; греч. — «орудие») — так были названы византийскими учёными ...
  • Анимизм
    (Animismus; от лат. anima — «душа») — у примитивных народов вера ...
  • Мейерсон
    (Meyerson) Эмиль — французский философ; p. 12.2.1859 (Люблин) — ум. 4.12.1933 ...