Гуманизм

Гуманизм

(Humanismus; от лат. humanitas — «человечность») — рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей. Ещё римляне, в особенности Цицерон, называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму, в сочетании с мягкостью и человечностью. Позже гуманизмом называлось движение, более или менее противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, пытавшееся к началу нового времени извлечь идеал чисто человеческого образования и поведения из вновь открытых произведений древности. Век гуманизма освещал путь веку Ренессанса.

Данте, Петрарка, Боккаччо были отцами итальянского гуманизма. Историческими посредниками гуманизма были греки, приезжавшие или бежавшие из Византии в Италию, такие, как Мануэль Хризолорас, работавший с 1396 во Флоренции в качестве учителя греческого языка, кардинал Виссарион, Георгий Гемист Плетон. Другими значительными гуманистами были итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини (папа Пий II), Лоренцо Валла, кардинал Пьетро Бембо, вне Италии — испанец Вивес, учёный французский книгопечатник Робер Этьен, а также Фабер Стапулен, Карл Бовиль, Жан Боден, Мишель де Монтень, британцы Томас Мор, Джон Колет, Филипп Сидней, Томас Элиот, кембриджская школа. В Нидерландах и в Германии образовались центры гуманизма, наряду с другими городами — в Девентере, Страсбурге, Базеле, Аугсбурге, Нюрнберге, а также в недавно основанных университетах, в частности в Вене и особенно в Эрфурте. Основными представителями этого гуманизма наряду с другими были Рудольф Агрикола, Иоганн Рейхлин, Дезидерий Эразм, Конрад Цельтис, Ульрих фон Гутген, Муциан Руф, Конрад Пойтингер, Виллибальд Пиркхеймер; Меланхтон и Цвингли склонялись к гуманизму. В Германии гуманизм в конечном счёте перешёл в церковную Реформацию, положившую конец гуманизму. Неогуманизмом называют вновь пробудившийся в эпоху наших классиков — конец XVIII — начало XIX в. — интерес к античности. Неогуманизм представлен прежде всего Вильгельмом фон Гумбольдтом, далее — Лессингом, Гердером, Гёте, Шиллером.

Гуманизм как разновидность прагматизма есть также одно из направлений теории познания, согласно которому все наше познание по своим мотивам, так же как по своему объёму и целям, является всегда только человеческим, не может выйти за пределы человека, порождено и обусловлено человеческими потребностями. Главный представитель этого гуманизма — английский философ Ф. К. С. Шиллер. Гуманизм в духе французского экзистенциализма является разновидностью прагматизма, согласно которому этические ценности и ценности блага существуют только в рамках человеческой деятельности и допущения, но не существуют независимо от этого и не являются абсолютными (Sartre. L’Existentialisme est un humanisme, 1946, нем. изд. 1947; рус. пер.: «Экзистенциализм — это гуманизм» — сб. «Сумерки богов»; 1989).

Смотрите также:

  • Символ
    (Symbol; греч.) — отличительный знак; знак, образ, воплощающий ...
  • Экзистенциальное суждение
    (Existenziurteil) — суждение, которое относится к голому существованию ...
  • Мабли
    (Mably) Габриель Бонно де — французский писатель; р. 14.3.1709 ...
  • Гёффдинг
    (Хёфдинг) (Hoffding) Харальд — датский философ; р. 11.1.1843 ...