Ингарден

Ингарден

(Ingarden) Роман — польский философ; р. 5. 2. 1893 (Краков) — ум. 14. 6. 1970 (там же); с 1945 — профессор в Кракове, ранее — во Львове; ученик Гуссерля. В своих феноменологических эстетических трудах Ингарден разрабатывает структуру слоев некоторых категорий произведений искусства и квазивременный порядок частей литературных и музыкальных произведений, а также своеобразную синтетическую природу кино. Произведения искусства являются абсолютно интенциональной предметностью, их схематический образ имеет основу своего бытия в реальной вещи или реальном процессе, смоделированном художником, или в творческих актах его сознания, которые конкретизируются в процессе эстетического переживания наблюдающего, осмысленные им как эстетически ценные предметы.

Соответственно способ их бытия существенно отличается от реальности, хотя они и базируются на последней. В полемике Ингардена с трансцендентальным идеализмом Гуссерля («спор о существовании мира») прежде всего разъяснялись различные возможные понятия бытия, и в ходе формально-онтологического анализа обнаружилось существенное различие форм автономно существующих, особенно реальных предметов, и чисто интенциональных образований, благодаря чему открывается путь к возможности решения вопроса о фактическом способе бытия реального мира, данного нам в опыте. Заключительное экзистенциальное решение должно быть, по Ингардену, оставлено за метафизическим созерцанием.

Смотрите также:

  • Эвиденция
    (Evidenz; от лат. evidens — «проявляться, выявляться») — очевидность, ...
  • Николай Кузанский, или из Кузы
    (Nikolaus Cusanus, Nikolaus von Kues) (настоящее имя Николай Хрипфс, или Кребс) — ...
  • Росман
    (Rossmann) Курт — философ; p. 15.5.1909 (Ганновер) — ум. 1.11.1980 (Базель); ...
  • Дилемма
    (Dilemma; греч. — «двойное предположение») — мучительное положение, ...