Вероятность

Вероятность (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

Теория вероятности находится в чрезвычайно неудовлетворительном состоянии, как с точки зрения логики, так и с точки зрения математики. Я не думаю, что существует какое-либо средство, при помощи которого она может добиться регулярности в больших числах, исходя из чистой случайности в каждом отдельном случае. Если монета в самом деле выбирает случайно упасть ли ей орлом, или решкой, то есть ли у нас основания говорить, что она выберет первое примерно так же часто, как и второе? Не может ли случайность точно так же всегда приводить к одинаковому выбору? Это не более чем предположение, поскольку для догматических утверждений предмет слишком неясен.

Итак, необходимо разобраться, что имеют в виду под «вероятностью», Мы увидим, что можно иметь в виду два разных понятия. С одной стороны, существует математическая вероятность Если класс состоит из п элементов, и т из них обладают некоторой характеристикой, математическая вероятность того, что произвольный элемент этого класса будет обладать этой характеристикой, составляет т/п. С другой стороны, существует более широкое и менее определённое понятие, которое я называю степень правоподобия, выражающее тот уровень доверия, который разумно приписать более или менее сомнительному высказыванию. Оба вида вероятности используются при формулировке принципов научного умозаключения.

Я предлагаю в качестве принципа умозаключения, применяемого, неосознанно здравым смыслом, и сознательно — наукой и правом, следующий постулат: «Если ряд сложных событий, более или менее близких, имеют общую структуру и кажутся сгруппированными вокруг некоторого центрального события, то вероятно, что у них есть общий каузальный предшественник» Я использую слово «вероятно» в смысле частоты: я имею в виду, что это происходит в большинстве случаев.

По этой причине индуктивный принцип не может быть доказан или опровергнут опытным путём. Мы можем строго доказать, что такой и такой результат чрезвычайно вероятен; и все же он может не случиться. Мы можем доказать нестрого, что этот результат вероятен; и все же он может случиться. То, что происходит, влияет на вероятность нашего суждения, поскольку подтверждает его либо противоречит ему. Но происходящее никогда не меняет первоначальной вероятности события. Таким образом, по теории г-на Кейнса, весь предмет вероятности строго априорен и не зависит от опыта.

Смотрите также:

  • Религия организованная
    Подавляющее большинство религиозных деятелей поддерживает ...
  • Мысль
    Люди боятся мысли больше всего на свете — больше, чем разорения, ...
  • Имена общие
    От собственных имён перейдём к именам общим, таким, как ...
  • Анархизм
    Анархизм, как показывает его происхождение,- это теория, ...
Цитаты из следующих работ Б. Рассела: