Угнетенные, добродетель угнетенных

Угнетенные, добродетель угнетенных (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

Как ясно из многочисленных рассмотренных примеров, тот этап, на котором угнетённым приписывается исключительная нравственность, является преходящим и непостоянным. Он начинается только тогда, когда у угнетателей начинаются угрызения совести, а это, в свою очередь, случается, когда их власть уже непрочна. На время идеализация жертвы может быть полезна: если нравственность — высшее благо, и подчинение делает людей добродетельными, то лишить их власти, которая разрушает их добродетели,- означает сделать им добро. Для богатого человека войти в небесное царство непросто, и достойным поступком с его стороны будет поддерживать своё богатство, рискуя своим вечным спасением для блага своих бедных собратьев. Со стороны мужчин прекрасным самопожертвованием было освобождение женщин от грязной работы политиков. И так далее. Но рано или поздно угнетённый класс начнёт утверждать, что его исключительная нравственность является доводом в пользу его обладания властью, и угнетатели обнаружат, что их собственное оружие обернулось против них.

Смотрите также:

Цитаты из следующих работ Б. Рассела: