Утилитаризм

Утилитаризм (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

В возрасте четырнадцати лет я стал убеждён в том, что основополагающим принципом этики должен быть рост человеческого счастья, и поначалу это казалось мне столь самоочевидным, что я полагал, что это мнение должно быть всеобщим. Затем, к своему удивлению, я обнаружил, что это был взгляд, считавшийся неортодоксальным и называвшийся утилитаризмом.

Этика, основанная на принципе наибольшего счастья, получившая известность как утилитаризм, была, если относиться к ней серьёзно, в некотором смысле противоположна общепринятому моральному учению. Это правда, что некоторые выдающиеся богословы, такие как епископ Батлер, придерживались этого принципа, и что до тех пор, пока он не стал лозунгом радикалов, никто не находил его предосудительным. Но всякая теория, судящая о моральности поступка по его последствиям, лишь по счастливой случайности может быть согласована с традиционным взглядом, согласно которому определённые классы поступков являются греховными независимо от их последствий. Вне всякого сомнения, заповедь «не укради» является, в общем, очень здравой, однако легко представить себе такие обстоятельства, при которых воровство могло бы способствовать общему счастью. В утилитарной системе все моральные правила обычного рода имеют исключения.

Смотрите также:
Добродетель

Цитаты из следующих работ Б. Рассела: