Аполлонический — Дионисический

Аполлонический — Дионисический

(apollonisch-dionysisch) — понятия, выведенные Шеллингом, который с их помощью хотел выразить сущность бога Атюллона как олицетворение формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. «В человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьянённым и трезвым — в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоническое воодушевление от просто дионисического». Этими понятиями пользовались также Гегель, Ницше и Рих. Вагнер. В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1871) Ницше рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму Вагнера как отдельные моменты аполлонического и дионисического начал.

Смотрите также:

  • Эгидии Римский
    (Aegidius Romanus) — философ-схоласт и теолог; р. ок. 1243/1247 (Рим) — ум. 22.12 ...
  • Топика
    (Topik) — со времён Аристотеля учение о topoi, «местах», «общих ...
  • Теория предмета
    (Gegenstandstheorie) — по Мейнонгу («Untersuchungen zur Gegenstandtheorie und Psychologie», 1904), ...
  • Силлогизм
    (Syllogismus; от греч. — «подытоживание») — выведение, умозаключение ...