Метафизика

Метафизика

(Metaphysik; от греч. meta ta physika — «то, что за физическим») — название сочинений Аристотеля, в которых рассматривается то, что познаваемо нами только после конкретных явлений природы (потому что лежит «позади» них), но само по себе является первым; поэтому метафизику называют также «первофилософией» (см.: Н. Reiner. Die Entstehung und urspriingliche Bedeutung des Namens Metaphysik, in: Zeitschrift fur philosophische Forschung, VIII, 1954); со времени поздней античности и средних веков — вообще название соответствующих философских дисциплин. В этом смысле метафизика — основная философская наука, в которой коренятся все философские дисциплины. Она является той наукой, которая делает темой исследования бытие, существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности действительного, т. е. она является наукой, которая во всей смене явлений и выражений ищет постоянство и связь. Метафизика распадается на учение о самом сущем (онтология), сущности мира (космология), о человеке (философская антропология, экзистенциализм) и о существовании и сущности Бога (теология).

Различают спекулятивную метафизику, которая стремится объяснять и выводить общую действительность, исходя из высшего всеобщего принципа, и индуктивную метафизику, которая пытается набросать мировую картину посредством общего обозрения результатов всех частных наук. Предметом метафизики, в частности, служат: бытие, ничто, свобода, бессмертие, Бог, жизнь, сила, материя, истина, душа, становление, дух (мировой), природа. Познание этих проблем определяет духовный облик человека и составляет тем самым, говоря словами Канта, «неистребимую потребность » человека. Благодаря христианству возникла подготовленная античным платонизмом метафизика в смысле объективного (предметного) дуализма между посюсторонним и потусторонним — иными словами, между имманентным и трансцендентным, «чисто чувственным существованием » и «истинным бытием», или, иначе, говоря словами Канта, между явлением и вещью в себе, — и метафизика в смысле познавательного дуализма между «чисто чувственным» восприятием, отрицающим истинное познание бытия, и «чистым» мышлением и познанием на основе разума, с помощью которого ожидают или даже рассчитывают достичь этого познания бытия. На этой основе, начиная с поздней античности (уже в период неоплатонизма), в эпоху средневековья и в новое время существует спекулятивная метафизика, которая пыталась познать истинное бытие и даже Бога на основе чистого разума. Кант в своей «Критике чистого разума» (1781) поколебал этот вид метафизики тем, что отрицал у любой неощущающей, чисто спекулятивно-конструктивной мысли способность к какому-либо познанию действительности.

В немецком идеализме спекулятивная метафизика пережила большой подъем, в особенности в произведениях Фихте, Шеллинга, Гегеля и даже ещё у Шопенгауэра. Вместе с тем добился признания поощряемый успехами естественных наук и техники позитивизм, который расценивает метафизические проблемы как ложные, определяет их как мнимые вопросы и требует отклонения метафизики, ибо она будто бы фальсифицирует действительность, когда спрашивает о сущности и смысле вещей; единственная задача человеческого духа — это задача оценить действительность и овладеть ею. Неокантианство также было по-своему враждебно метафизике. Так, во второй половине XIX в. метафизика потеряла своё значение; научной теорией, учением о принципах познания и методах частных наук стала философия, свободная от метафизики. Возвращение назад к метафизике наблюдается с начала XX в.

Человеческая мысль устремлена к простому, единому и целостному. Действительность, на изучение которой направляют свои усилия многие отдельные науки, — только одна, и к ней, к её простому и целостному можно приблизиться лишь с помощью метафизического способа рассмотрения. Математика, физика, биология, а также другие частные науки пытались вторгнуться в область метафизики для того, чтобы вновь обрести общую для всех наук платформу, на которой можно было бы сделать попытку создать единую, свободную от противоречий картину мира. Возник целый ряд метафизик, опирающихся на частные науки; для настоящего времени характерно пронизывающее все науки стремление быть справедливыми к притязаниям метафизики, продумать все вопросы до конца и воспринимать данное как целое (а не только в отдельных его аспектах). В самой метафизике преданность со стороны познающего человека действительному составляет предпосылку всякого исследования истины. Выполнить свою обширную задачу метафизика пытается путём описания загадочных глубин бытия и его богатого многообразия (при этом она добросовестно принимает во внимание результаты исследований частных наук) и наряду с этим—также не исключительным лишь образом — через построение и толкование связи всего сущего.

Смотрите также:

  • Крушение
    (Scheitem) — у Ясперса роковое переживание при встрече ...
  • Д’аламбер
    (D’Alembert) Жан Лерон — французский естествоиспытатель; р. 16.11.1717 ...
  • Берталанфи
    (Bertalanffy) Людвиг фон — биолог и натурфилософ; р. 19.9.1901 (Ацгерсдорф, ...
  • Естественная религия
    (Naturliche Religion) — свободное религиозно-философское течение, ...