Натурфилософия

Натурфилософия

(Naturphilosophie; понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у Сенеки) — совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, исходя из переживания человеком природы, либо с помощью основных знаний из области естественных наук) с целью обобщения и объединения общего знания о природе, выяснения основных естественно-научных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы. Состояние развития натурфилософии в настоящее время в большей степени зависит от соответствующего состояния естественных наук. Возникла натурфилософия фактически ещё до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония.

Родоначальниками собственно натурфилософии были ионийские философы. Основными проблемами, которые рассматривались ими, являются следующие: четыре элемента, материя и её (атомистическая) структура, гармония (математическая) Вселенной, соотношение вещества и силы, неорганического и органического. Значение ионийцев заключается не в решении проблем, а в их постановке. У Аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже естественнонаучный характер. Дальнейшее развитие натурфилософии связано со школой перипатетиков (аристотелевской) и стоиками. Впоследствии натурфилософия превратилась в натурспекуляцию, имеющую зачастую форму фантастики. Однако вместе с развитием естественных наук в средние века развивалась также и натурфилософия, главным образом со времени расцвета схоластики, и особенно в лице таких мыслителей, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Наблюдение и эксперимент играют все большую и большую роль как в натурфилософии, так и в естественных науках (Генрих фон Лангенштейн, Альберт Саксонский, Роджер Бэкон, Николай Оремский и физики-оккамисты). Относящееся к началу нового времени понимание природы как душевного переживания привело к новому, часто восторженно-патетическому обоснованию натурфилософии (Джордано Бруно). Вскоре произошло разделение натурфилософии на натурфилософию органического (Парацельс), близкую к витализму, и натурфилософию неорганического (Галилей), близкую к механицизму, причём последняя все больше и больше одерживала верх(особенно позднее, в период Просвещения), и в первую очередь благодаря начавшемуся триумфальному шествию естественно-научных методов исследования — шествию, возглавляемому Леонардо да Винчи, Коперником, Кеплером, Сеннертом, Галилеем, Декартом и французскими материалистами. Натурфилософия Вселенной основана Коперником, Кеплером, Ньютоном; последний под натурфилософией понимал теоретическое (математически-дедуктивное) учение о природе («natural philosophy» — «точная наука о природе»). В XVIII в. различаются «physica speculativa» и «physica empirica» (физическая констатация фактов).

Натурфилософию органического развивали оба ранних просветителя — ван Гельмонт и Юнгий, преимущественно в традициях Парацельса. В 1786 Кант в «Метафизических началах естествознания » дал первую критическую натурфилософию современного (механистического) естествознания, в 1790 в «Критике способности суждения» — дополнительную критику натурфилософии органического, т. е. критику биологических понятийных построений. Появившиеся в 1797 «Идеи к философии природы» Шеллинга открыли собой идеалистический, конструктивно-умозрительный период натурфилософии. Натурфилософия романтизма (Окен) была хотя и ближе к фактам, но менее плодотворна в отношении выработки понятий; близко к ней стояли Гегель и Шопенгауэр. Исследованиями в сфере органического специально занимались Гёте и К. Г. Карус, стремясь создать натурфилософию, наглядно схватывающую жизненные и полные сил формы. Все большие успехи естественных наук и связанное с этим растущее забвение спекулятивной натурфилософии идеализма и романтизма привели в XIX в. к тому, что натурфилософия обратилась к материализму; наконец она исчезла почти полностью — так же как и метафизика и по тем же причинам.

Материалистическую натурфилософию представляли Бюхнер, Молешотт и другие; её использовал в своих аргументациях также и марксизм. У физиологов — Иоганнеса Мюллера, Лотце, Гельмгольца — натурфилософия становится критической теорией принципов естествознания; в натурфилософии Фехнера ещё присутствует спекулятивный элемент. Натурфилософия особого рода развилась на основе естественно-научных и естественно-исторических исследований Дарвина и Геккеля (см. Монизм). К началу XX в., в связи с обращением европейской мысли к метафизике, возникла новая натурфилософия.

Вильгельм Оствальд создал натурфилософию неорганического («Vorlesungen liber Naturphilosophie», 1901, рус. пер.: Философия природы, 1903; см. Энергетика); натурфилософия органического была создана Рейнке («Philosophie der Botanik», 1905), Дришем («Philosophie des Organischen», 1909; см. Витализм), Паладьи («Naturphilosophische Vorlesungen», 1908) и другими. Господствующей с этого времени стала натурфилософия неорганического (см. Причинно механическая картина мира; Физикалистская картина мира; Органический), особенно под влиянием интереса, вызванного теорией относительности; при этом натурфилософия принимает все более абстрактную форму. В настоящее время она рассматривается как теория, критика и теория познания естественных наук.

Смотрите также:
Монизм
Энергетика
Витализм
Причинно механическая картина мира
Физикалистская картина мира
Органический