Науки о Духе

Науки о Духе

(Geisteswissenschaften), также науки о культуре или исторические науки — с середины XIX в. так называют все науки, занимающиеся исследованием творений человеческого духа (ср. Духа история), культурных образований и сфер культуры, таких, как наука, искусство, религия, государство, экономика, право и др. К наукам о духе относятся поэтому история, филология, социология, теология, этика, эстетика, в то время как психология занимает промежуточное положение между науками о природе и науками о духе (см. Души и тела проблема). Выражение «науки о духе» ведёт своё начало от Шиля, переведшего «Логику» Дж. Ст. Милля (1849), и является переводом выражения «moral science».

Рассматриваемая со стороны внешнего мира сфера наук о духе начинается там, где духовно-культурная деятельность человека оставляет в природе чувственно воспринимаемые и сохраняющиеся следы. Дильтей в 1883 в своей работе «Einleitung in die Geisteswissenschaften» пытался провести резкую грань между науками о духе и естественными науками; науками о духе он считал те науки, предметом исследования которых в их целом является общественно- историческая действительность. Задачей этих наук, согласно Дильтею, является переживание проявлений этой действительности и их осмысление, постижение, понимание. Принцип причинности имеет силу также и в науках о духе; но здесь он должен быть дополнен представлением о цели (см. Телеология), суждением ценности и внесением смысла. Для теории науки (см. также Наука) разграничение наук о духе и естественных наук является важной проблемой, в которой проявляется противоположность между рациональным и иррациональным.

Согласно Шпрангеру, науки о духе занимаются: 1) транссубъективными и коллективными духовно-историческими образованиями, важными для отдельного человека; 2) духовными нормами отдельного человека и его духовно-культурной жизни и деятельности.

Виндельбанд, подобно Риккерту и Рудольфу Штаммлеру, различает исторические, описывающие единичные явления (идиографические) науки о духе и законополагающие (номотетические) естественные науки. Другие противопоставляли науки о духе как социальные науки или науки о культуре естественным наукам. Так как человек, несмотря на своё духовное достояние, остаётся элементом природы, то некоторые, в том числе Геккель и Брейзиг, считают все науки, следовательно и науки о духе, в конечном счёте естественными науками. Называющая себя «наукой о духе» антропософия не имеет с «науками о духе» ничего общего.

Смотрите также:
Духа история
Души и тела проблема
Телеология
Наука