Романтика

Романтика

(Romantik) — понятие, возникшее в Англии в середине XVII в., проникшее через Францию в Германию и обозначавшее сначала романтически приподнятую народную поэзию — в отличие от латинской образовательной поэзии. Благодаря Я. Бодмеру («Von den Wunderbaren in der Poesie», 1740) понятие «романтика» впервые приобрело смысл чего-то выдуманного и наполненного фантазией, а в конце XVIII в. стало вообще обозначать чудесное и фантастическое. В обширном, популярном сочинении Р. Гайма («Die romantische Schule», 19284) романтическое определяется как мечтательное, экзальтированное, нереальное; такое определение было направлено главным образом в адрес йенского кружка романтиков, объединившегося вокруг братьев Шлегелей. Романтикой, кроме того, являются идеалистический универсализм и энциклопедизм, но такое понимание не даёт представления о сущности так называемой гейдельбергской романтики (Брентано, Гёррес, Гримм).

Кроме того, гейдельбергскую романтику относят к позднейшему романтизму и считают упадочным явлением (R. Huch. Die Romantik, Ausbreitung, BlUtezeit und Vervall, 1951). Подобные взгляды развивают: Фридрих Мейнеке («Weltbiirgertum und Nationalstaat», 1908), который считает романтику попыткой придать гуманистически-идеалистическому универсализму национальный колорит; Оскар Вальцель («Deutsche Romantik», 1923), для которого романтика олицетворяет связь неоплатонизма с немецким духом; согласно же Герману Нолю («Die deutsche Bewegung und die idealistische Systeme» // Logos, IV, 1911), с 1770 до смерти Гёте господствует идеалистически-пантеистический метод мышления — «немецкое движение». Ступени его развития — период «Бури и натиска», классика, романтика. Гейдельбергская романтика является не упадком, а только простым дополнением йенской романтики.

Согласно Г. А. Корфу («Geist der Goethezeit», 1923), романтика является романтизированием произведений, созданных поколением эпохи гуманизма. Романтические философы — Шеллинг, Фихте, Шлейермахер, Ф. Шлегель, Новалис, Адам Мюллер. Общая всех их черта — исследование Я и глубин человеческой души (ср. N. Kern. Die Seelenkunde der Romantik, 1937). Феномен романтики исчезает, если подойти к нему с точки зрения вырастающих из естествознания идей развития. Собственно в области философии романтика является прежде всего немецкой проблемой (ср. R. Benz. Die deutsche Romantik, 1937; Lebenswert der Romantik. Dokumente romantischen Denkens und Seins, 1948), которая ставит вопрос: являются ли немцы романтиками по необходимости? Ницше называет немцев «позавчерашними» и «послезавтрашними » («По ту сторону добра и зла»).

Смотрите также:

  • Сигнативный
    (также сигнитивный) (Signativ[Signitiv]) (от лат. signum — «знак») — ...
  • Плуке
    (Ploucquet) Готфрид — философ; p. 25.8.1716 (Штутгарт) — ум. 13.11.1790 ...
  • Симон
    (Simon) Йозеф — философ; р. 1.8.1930 (Хупперат, Виттлих); профессор ...
  • Жильбер Порретанский
    (лат. Gilbertus Porretanus) — французский схоласт периода ранней ...