Романтика

Романтика

(Romantik) — понятие, возникшее в Англии в середине XVII в., проникшее через Францию в Германию и обозначавшее сначала романтически приподнятую народную поэзию — в отличие от латинской образовательной поэзии. Благодаря Я. Бодмеру («Von den Wunderbaren in der Poesie», 1740) понятие «романтика» впервые приобрело смысл чего-то выдуманного и наполненного фантазией, а в конце XVIII в. стало вообще обозначать чудесное и фантастическое. В обширном, популярном сочинении Р. Гайма («Die romantische Schule», 19284) романтическое определяется как мечтательное, экзальтированное, нереальное; такое определение было направлено главным образом в адрес йенского кружка романтиков, объединившегося вокруг братьев Шлегелей. Романтикой, кроме того, являются идеалистический универсализм и энциклопедизм, но такое понимание не даёт представления о сущности так называемой гейдельбергской романтики (Брентано, Гёррес, Гримм).

Кроме того, гейдельбергскую романтику относят к позднейшему романтизму и считают упадочным явлением (R. Huch. Die Romantik, Ausbreitung, BlUtezeit und Vervall, 1951). Подобные взгляды развивают: Фридрих Мейнеке («Weltbiirgertum und Nationalstaat», 1908), который считает романтику попыткой придать гуманистически-идеалистическому универсализму национальный колорит; Оскар Вальцель («Deutsche Romantik», 1923), для которого романтика олицетворяет связь неоплатонизма с немецким духом; согласно же Герману Нолю («Die deutsche Bewegung und die idealistische Systeme» // Logos, IV, 1911), с 1770 до смерти Гёте господствует идеалистически-пантеистический метод мышления — «немецкое движение». Ступени его развития — период «Бури и натиска», классика, романтика. Гейдельбергская романтика является не упадком, а только простым дополнением йенской романтики.

Согласно Г. А. Корфу («Geist der Goethezeit», 1923), романтика является романтизированием произведений, созданных поколением эпохи гуманизма. Романтические философы — Шеллинг, Фихте, Шлейермахер, Ф. Шлегель, Новалис, Адам Мюллер. Общая всех их черта — исследование Я и глубин человеческой души (ср. N. Kern. Die Seelenkunde der Romantik, 1937). Феномен романтики исчезает, если подойти к нему с точки зрения вырастающих из естествознания идей развития. Собственно в области философии романтика является прежде всего немецкой проблемой (ср. R. Benz. Die deutsche Romantik, 1937; Lebenswert der Romantik. Dokumente romantischen Denkens und Seins, 1948), которая ставит вопрос: являются ли немцы романтиками по необходимости? Ницше называет немцев «позавчерашними» и «послезавтрашними » («По ту сторону добра и зла»).

Смотрите также:

  • Телезио
    (Telesio) Бернардино — итальянский философ; p. 1508 (Козенца, близ ...
  • Де Бёр
    (De Boer) Вольфганг — философский антрополог; р. 10.2.1914 (Белитц, ...
  • Включённость в Бытие
    (Insein) — согласно Хайдеггеру, «формальное экзистенциальное ...
  • Диоген из Аполлонии
    (Diogenes von Apollonia) — греческий философ; p. 499/498 — ум. 428/427 до н. э., ...