Хайдеггер

Хайдеггер

(Heidegger) Мартин — философ; p. 26.9.1889 (Мескирх, Баден) — ум. 26.5.1976 (Фрейбург, Брейсгау); с 1928 по 1945 — профессор во Фрейбурге (Брейсгау); ученик и последователь Гуссерля, от которого он, однако, постепенно отходил все больше и больше, поставив в своей работе «Sein und Zeit» [(«Бытие и время»)] вопрос о смысле бытия, который должен быть разработан, в фундаментальной онтологии. Посредством анализа человеческого существования Хайдеггер развил указанную фундаментальную онтологию, которая предполагает личность как целое (в сущности непознаваемой) экзистенции человека; последний, однако, сначала находит себя не в экзистенции, а в заброшенности. Практически необходимые в жизни человека вещи в пределах бытия-в-мире выступают как «имеющиеся под рукой», а вещи, которые имеют для человека лишь теоретическое значение, которые только созерцаются, выступают просто как «наличные».

Человек — это существо, существующее в мире, связанное в своём бытии с космосом и с другими людьми, существо понимающее, настроенное в своей глубочайшей основе, заботящееся об окружающем мире, пекущееся о людях и призываемое смертью к своей самой подлинной возможности бытия. Хайдеггер объединяет, таким образом, учение об экзистенции Лютера и Кьеркегора, перенесённое герменевтикой Дильтея, создаёт новое учение о смысле бытия и о сущности человека; см. Экзистенцфилософия. Основным вопросом метафизики является, по Хайдеггеру, вопрос (тот же, что и у Шеллинга): почему вообще есть сущее, а не ничто? На каком основании мы говорим о сущем, а не о ничто? Отвечая на этот вопрос, Хайдеггер примыкает к Кьеркегору По мнению Хайдеггера, человек на своём опыте испытывает ничто главным образом в переживании страха. Страх как состояние есть способ бытия-в-мире; то, перед чем возникает страх, есть ставшее бытие-в-мире; то, что боятся потерять, есть возможность бытия-в-мире. Взятое в его полноте, явление страха характеризует поэтому существование (человека) как фактически существующее бытие-в-мире. Существование — это забота, сущностью которой является забегание вперёд (sich-vorweg-schon-sein). Забота априорна, т. е. всегда заранее заложена в любом фактическом отношении. Но к существованию принадлежит также и конец его самого — смерть.

Существование берет на себя смерть, как скоро оно есть. Заброшенность в смерть раскрывается в явлении страха — тем самым мы снова стоим у самого начала, т. е. перед лицом ничто. Бытие есть бытие, направленное к смерти, но не бытие во времени, а бытие как время (см. Временность). Позднее Хайдеггер толкует это положение таким образом, что существование как «понимание бытия» не является автономным. «Его сущность — не нечто самостоятельное, а нечто стоящее вне самого себя, экзистенция, задача которой — быть покорной бытию, чтобы подготовить ему (бытию) ограниченное и недостаточное, но исторически необходимое и требуемое место и дать возможность бытию прийти» (М. Muller. Existenzphilosophie im geistigen Leben der Gegenwart, 19582).

Хайдеггер говорит: «Мышление в своём сказании поднимает вопрос о невыразимом в языке слове «бытие». Это «существенное мышление» есть «событие бытия», оно далеко от всякой готовой логики, от всякого искусства мышления, склонного только к размышлению о самом себе, вместо того чтобы следовать своему назначению: извлечь на свет бытие из его убежища. Философия Хайдеггера и созданная им необычная своеобразная терминология была сильнейшим толчком для современной мысли; каждый философ, да и каждый поэт и писатель, который может что- нибудь сказать миру, сознательно или бессознательно полемизирует с Хайдеггером. Его философия открывает новый этап в истории европейского мышления (см. Европейская философия, Немецкая философия). Значительное влияние оказал Хайдеггер на Ж. П. Сартра. В 1985 в Мескирхе было создано Общество Мартина Хайдеггера.

Смотрите также:
Экзистенцфилософия
Временность
Европейская философия
Немецкая философия