Человек

Человек

(Mensch). — «То, что делает человека человеком, есть принцип, который противоположен всей жизни и который нельзя отнести к „естественной жизненной эволюции“; если он и может быть отнесеё к чему-либо, то лишь к высшей основе всех вещей, — следовательно, к той самой основе, частным проявлением которой является также и жизнь» (М. Scheler. Die Stellung der Menschen im Kosmos, 1949). Этой высшей основой является дух. Таково прежде всего лишь важнейшее положение современной философской антропологии.

Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т. е. «человекоподобным существам»), ближайшим соседям понгид (человекообразных: гориллы, шимпанзе): и те и другие восходят к третичному периоду. Новейшие находки в бассейне оз. Виктория (Восточная Африка) «ознакомили нас с группой более поздних форм, относящихся ко времени от конца третичного периода до раннего плейстоцена. Что касается этих форм, то совершенно невозможно вынести окончательное суждение о том, имеем ли мы здесь дело уже с человеческими существами или ещё нет» (G. Heberer. Die unmittelbarer Vorfahren des Homo-sapiens // Universitas, IV, 12, назад, начали употреблять огонь. О причинах, определивших становление собственно человека, можно высказать только предположения. Путь этого становления раскрывается все яснее благодаря филогенетической антропологии, сравнительной морфологии, физиологии и палеонтологии.

Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватающего и производящего орудия, а особенно в увеличении объёма мозга и его поверхности. С развитием этих качеств человека связано ослабление его физических функций: притупление остроты чувств, ослабление «закалки» в широком смысле этого слова по отношению к факторам внешнего мира, уменьшение чисто физической силы организма. Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько сознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является свободным. Эта независимость от окружающего мира даёт возможность специализировать органы чувств и расширять их функции, создаёт условия для появления самостоятельного мышления, чувствования, воления и возникновения совершенно нового явления — памяти и фантазии; на место окружающей среды приходит мир.

Но всё это грозит человеку имеющей далёкие последствия опасностью потери инстинкта и опасностью противоестественной жизни, вызываемой оттеснением инстинктов. Вследствие того, что душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела (см. Души и тела проблема). Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим человека, но и с общим смысловым содержанием (идеями) вещей, благодаря чему человек выше всего поднимается над животным и, конечно, больше всего удаляется от природы. Благодаря своей единственной в некотором роде телесно- душевно-духовной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим (состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, собирание и понятийная обработка наблюдений и знаний во все более широкие и глубокие, а также все более возрастающее разделение труда и совместный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, возрастающее познание природы и овладения природой (см. Культура).

Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования. «Каждый отдельный человек по своим склонностям и призванию несёт в себе сугубо идеального человека, согласование с неизменным единством которого — великая задача человеческого бытия во всех его превращениях» (Шиллер). Зависимость человека от природы, с одной стороны, его духовно-культурное возвышение над природой — с другой, привели к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей, что отразилось прежде всего в мифах различных религий о сотворении человека. Особенно продолжительным в вопросе толкования человека было влияние Ветхого Завета. Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, или познавательной способности, в его способности к образованию политической общности. Христианское средневековье видело в нем, с одной стороны, подобие Бога, а с другой — творение земных демонических сил. В XVIII в. в человеке различали чувственное явление и «сверхчувственную» разумную сущность. Последнее из названных понятий было уже исходным пунктом для идеала гуманизма, который учил, что все люди обладают идеальной физически-душевно-духовной способностью к совершенствованию и свободой самосозидания (Пико делла Мирандола).

Сегодня сущность человека видят в том, что он отличает ценностное (см. Этика) от целесообразного, полезного, приятного. Способность оценивать стоит в связи со способностью схватывать существо дела с помощью понятий и осуществлять его наглядными средствами искусства, так же как и способность наделения смыслом (см. Смысловое содержание) личностей, предметов, явлений. Вокруг существенного и значительного возникает микрокосмос индивида. Сущность человека и его место в мире исследует философская антропология; см. также Функционер.

Смотрите также:
Души и тела проблема
Культура
Этика
Смысловое содержание
Функционер