Эстетика

Эстетика

(Asthetik; от греч. aistetike [episteme] — наука, касающаяся области чувств) — учение о прекрасном; в более общем понимании — об эстетически важном и способе его действительности (которую следует понимать не как нечто грубо вещественное, а как «эстетическую видимость»), его законах и нормах (живая форма, чувственная полнота содержания, гармоническое членение, значительное, по крайней мере облагороженное, содержание и т. д.), его разновидностях или же типах (наряду с прекрасным — возвышенное, грациозное, трагическое, преисполненное юмора, характерное, идиллическое и т. д.), его отношении к природе и искусству, его происхождении и роли в художественном творчестве и наслаждении. В зависимости от философских взглядов и методологических установок тех, кто занимается эстетикой, различают эстетику эмпирическую, психологическую, формальную, нормативную и спекулятивную.

В древности уже находятся у Платона (идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетическом) и Аристотеля (учение о драме и её облагораживающем влиянии на аффекты), ещё ранее — у пифагорейцев (выражаемая в числах гармония как основной закон прекрасного) подходы к эстетике, которые если и были развиты позднее, то только неоплатониками (Плотин в своём трактате о прекрасном писал, что красота есть внутренняя божественно-духовная гармония вещей).

В средние века эстетика почти полностью исчезает; эпоха Возрождения и гуманизма, а также французские классики возродили и продолжили античную эстетику. В Англии в XVII и XVIII вв. возникла психология эстетического; в Германии в XVIII в. эстетика впервые нашла себе точное определение в соответствующих понятиях (эстетика Баумгартена как искусство мыслить о прекрасном, эстетика прекрасной формы Зульцера, эстетика Канта как учение об эстетическом состоянии души), а у великих поэтических эстетиков (Винкельмана, Ююпштока, Лессинга, Гамана, Гердера, Гёте, Шиллера) эстетика рождалась из полноты и богатства их творчества; синтез той и другой эстетики был целью метафизической эстетики немецкого идеализма начала XIX в. (Шеллинг, Гегель, романтики, Шопенгауэр, позднее Ф. Т. Фишер). Фехнер и Р. Циммерман развивали эстетику как науку о форме, Т. Липпс — как одну из областей прикладной психологии; напротив, И. Фолькельт трактовал эстетическое наслаждение как корреляционное соотношение между произведением искусства и человеком.

В настоящее время эстетическое переживание понимают как переживание ценности и рассматривают в рамках философии ценностей. В очень разнообразной полемике с Гегелем возникла попытка создания материальной эстетики, как, например, у Д. Лукача («Die Theorie des Romans» 1916, 1969), В. Беньямина («Ursprung des deutschen Trauerspiels», 1928), Т. В. Адорно («Philosophie der neuen Musik», 1958). Скорее, к формальной эстетике можно было бы причислить работы французских структуралистов (в особенности работы Р. Барта), которые восприняли импульсы русского формализма. Но обе позиции все же не совсем необъединяемые, что в особенности показали анализ музыки у Адорно и его рефлексии о Канте в «Эстетической теории» (1970). Особое положение занимает ориентированная на кибернетику информационная эстетика, которая отчасти возвращается к психологии, а отчасти пытается осуществить без психологического фундирования свободное от ценностной нагрузки статистическое и с точки зрения знаковой теории описание данных или возможных произведений искусства.

Смотрите также:

  • Социальный
    (sozial; от лат. socialis — «общий, общественный») — название всего ...
  • Акроаматический
    (akroamatisch; от греч. akroamatikos — «слышимый») — предназначенными для ...
  • Отрицание
    (Vemeinung) — отказ, отклонение, непризнание какого-нибудь положения ...
  • Философская пропедевтика
    (Philosophische Propadeutik) — введение в основные вопросы философии, ...