Государство

Государство

(Staat) — структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая в конечном счёте упорядочивает общественные действия в той или иной области (Н. Heller Staat, in: Handworterbuch der Soziologie, изд. Фиркандта, 1931). Основой государства является право.

Кант различал: анархию (закон и свобода без насилия), деспотизм (закон и насилие без свободы), варварство (насилие без свободы и закона), республику (насилие при наличии свободы и закона). Античные философы (особенно начиная с Аристотеля) различали в качестве основных форм государства следующие: монархию, аристократию и демократию, а также формы, отклоняющиеся от указанных и в соответствии с этим означающие упадок: неограниченная монархия превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия — в олигархию, неограниченная демократия — в охлократию (господство черни) или анархию. Современной формой государства, соединяющей в себе бюрократическое, полицейское, деспотическое государства, является тоталитарное государство. Оно выступает не средством для достижения цели, а самоцелью (индивид — ничто, государство — всё).

Теоретическое основание это государство находит в обожествлении государства в философии Гегеля, осуществляется же оно в большевизме, фашизме, национал-социализме; см. Левиафан. Оно захватывает в свои руки (с помощью пропаганды и террора) руководство происходящими в государстве событиями в области политики, экономики, культуры, судопроизводства и религии, оно решает, что есть зло, а что — добро, что есть истина, а что — ложь, что ценно, а что — нет. На место свободы оно ставит дисциплину (см. Коллектив) и превращает граждан в своих безвольных функционеров. Философы всегда занимались выяснением понятия, сущности, происхождения и смысла государства, но особенно большое внимание этим вопросам уделяли Сократ, Платон, Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Канг, Фихте, Гегель, Ницше, Маркс, Ленин и др.

Значительным влиянием пользовалась теория государства Руссо (теория общественного договора). Согласно этой теории, живущие первоначально в условиях неограниченной свободы (анархии) люди заключили (молчаливо) договор (фр. contrat social — общественный договор), по которому они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли (volonte generale) неотъемлемое право на личную жизнь и собственность; таким образом возникло государство (как правовое государство); всеобщая воля не идентична для Руссо с волей всех (volonte de tous), скорее это одинаково удалённый от крайних волеизъявлений всеобщий интерес. Правда, Руссо было известно, что существовавшие в истории государства возникали не в результате договора, а благодаря насилию. Согласно христианско-естественноправовой точке зрения, государство есть свойственная народу форма общности; оно суверенно, его цель — земное благополучие его членов. Законное насилие, независимо от типа государства, идёт от Бога. Вмешательство государства в различные сферы жизни правомерно там, ещё этого требует общее благо. О гегелевской теории государства см. Гегель.

Смотрите также:
Левиафан
Коллектив
Гегель