Души и тела проблема

Души и тела проблема

(Leib-Seele-Problem) — Вопрос об отношении души и тела возникает благодаря опыту, которому человек подвергает сам себя. Уже поверхностное самонаблюдение приводит с неизбежностью к таким, например, вопросам: Как получается, что пучок разноцветных световых лучей создаёт у меня восприятие «союзного флага»? Каким образом может вообще получиться, что физико-химические процессы, совершающиеся в сетчатке моего глаза, имеют своим результатом нечто психическое (например, восприятие)?

Каковы отношения между внешним миром, моим телом и моей душой? Отношения между душой и телом под названием психосоматики играют центральную роль в современной медицине, психотерапии и психопатологии. Наука с несомненностью установила, что не только переживания внешнего мира зависят от физико-химических процессов в организме, но также и наши мышление, чувства, желания, настроения и т. д. Как могут подобные переживания внутреннего мира (которые вызываются и переживаниями внешнего мира) привести к движению моего тела; как, например, моё желание поднять руку может вызвать движение руки (т. е. физико-химический процесс в мышцах)? Весь вопрос сводится к проблеме: как психическое влияет на физическое, и наоборот (психофизическая проблема)?

Важнейшими попытками решения этой проблемы являются:
1) теория психофизического параллелизма, которая в настоящее время отошла в прошлое;
2) теория психофизического взаимодействия, которая, кажется, значительно ближе подходит к истине;
3) восходящий к Аристотелю гилеморфизм;
4) восходящая к Э. Бехеру гипотеза виртуальности (см. Виртуальности гипотеза);
5) психоматическая попытка решения проблемы об отношении души и тела (см. Глубинная психология).

Наряду с этими имеются теории, которые пытаются решить проблему отношения души и тела путём отрицания принципиального различия между душой и телом; наиболее известно положение Л. Клагеса: «Тело есть явление души, а душа — смысл телесного явления». Назовём другие теории, теперь уже более не развиваемые наукой. Группа I: существует либо тело, либо душа — 1) существует лишь душа, поскольку тело есть лишь «моё представление» (Лейбниц, Беркли, отчасти Шопенгауэр); см. Спиритуализм; 2) существует только тело в материалистическо-механистическом смысле, душа же только одна из различных его функций (Ламетри, Молешотт); см. Материализм. Группа II: существует как тело, так и душа — 3) связь между душой и телом осуществляется благодаря функциям шишковидной железы (Декарт); 4) отношения между душой и телом опосредуются чисто душевными процессами (романтизм), магический идеализм (см. Идеализм); 5) душа и тело совершенно разделены; в душевных порывах проявляется забота Бога о соответствующих движениях тела, и наоборот (Мальбранш, Гейлинкс); см. Окказионализм. Ср. Память, Основное отношение, Психофизический уровень, Действительность.

Смотрите также:
Виртуальности гипотеза
Спиритуализм
Окказионализм
Глубинная психология