Американская философия

Американская философия

(amerikanische Philosophic) — общее название философии Северной Америки и латиноамериканских стран. Наряду с влиянием, оказываемым на неё европейской философией, расхождения, имеющиеся в философии этих стран, обусловливаются различиями в духовной жизни и государственном устройстве, а также в религиозных верованиях. Основателем североамериканской философии можно считать английского философа Беркли, который жил в Америке в 1728–1731. В основном благодаря ему были заложены основы идеалистически- атеистической философии, так называемой «новоанглийской теологии», на которой сказалось сильное влияние Библии.

Наиболее значительный мыслитель этой группы — Джонатан Эдуарде (1703–1758). На рубеже XVIII и XIX вв. в США проникает философия просветителей, воплотившись в этическом рационализме Бенджамина Франклина (1706–1790) и в религии разума Томаса Пейна (1737–1809). Духовные устремления первых двух эпох американской философии объединяются в художественно-поэтическом мышлении Ралфа Уолдо Эмерсона (1803— 1882); сказалось также влияние немецких классиков — поэтов и мыслителей: одно и то же божественное начало господствует в природе и человеческой душе, особенно велико его значение для души творчески одарённых людей. Эта философия, известная под названием «трансцендентализм», позднее приняла более идеалистическую форму у Уильяма Тори Гарриса (1835— 1909) и у представителей «школы св. Луи», более реалистическую у Ноа Портера (1811–1892) и Стэнли Холла (1846–1924). С середины XIX в. идеалистически-метафизическое направление в американской философии начинает резко отличаться от направления реалистически-позитивистского.

Представители первого направления, главным образом под сильным влиянием немецкого мыслителя Германа Лотце, исходят из отношения между Богом (Вселенной) и душой (человеком) и развивают персонализм, который представляет мир как цельную сущность с духовно-индивидуальным началом. К этому направлению относятся Джосайя Ройс (1855–1916), Уильям Хокинг (1873–1966), Борден Паркер Боун (1847–1910), ученик последнего Э. Ш. Брайтмен (1884–1953), Ралф Тайлер Флюэлинг (1871–1952), И. А. Франквиц (р. 1906, Пуэрто-Рико) и представители школы т. наз. «калифорнийского персонализма». Представителем реалистического позитивизма является Джеймс Марк Болдуин (1861–1934).

С этого времени для американской философии становится характерным синтез метафизики и позитивизма, начало чему положил Уильям Джеймс (1842–1910). Его учение, прагматизм, получило дальнейшее развитие в самых различных направлениях. Видным представителем педагогического направления является Джон Дьюи (1859–1952), на учении которого сказалось сильное влияние французского философа Конта; к этому же направлению относится и «чикагская школа»; представителем педагогико-психологического направления является Эдвард Льюис Торндайк (1874–1949); чисто психологическое развитие прагматизм получил в т. наз. бихевиоризме Джона Бродеса Уотсона (1878–1958). Последователи Джеймса развивают самостоятельные учения. Против субъективизма и индивидуализма, опасность которых скрыта в прагматизме, в последнее время был направлен реализм. В духе аристотелевских традиций выступает Фредерик Джеймс Э. Вудбридж (1867–1940), этого же направления придерживаются и некоторые другие философы, входящие в американское Аристотелевское общество. Во главе неореалистов стоят А. Н. Уайтхед (1861–1947), Ралф Бартон Перри (1876–1957) и У. П. Монтегю (1873–1953). А. О. Лавджой (1873–1962) возглавляет направление критического реализма. Влияние философии жизни испанца по происхождению философа Джорджа Сантаяны (1863–1952) сильно ослабело.

Имеется много работ в области экспериментальной психологии (включая и психологию животных) и педагогики (Мак-Дугалл, 1871–1938). Неосхоластика сделала своей трибуной журнал «The New Scholasticism» (основан в 1927). Обычная характеристика «американизма» мало подходит к американской философии, в которой наблюдается много спекулятивно-метафизических черт и которая довольно глубоко связана с американской повседневностью и текущей политикой. В настоящее время на американскую философию значительное влияние оказывает протестантская теология (Тиллих, Нибур и др.). Широко представлена в американской философии семантика, так же как и ориентирующаяся на социологию, часто социалистически окрашенная этика ценностей. С середины 70-х гг. в США получили значительное распространение работы Гуссерля, Шел ера, Хайдеггера и Сартра, на американскую философию большое влияние оказывает деятельность Общества по проблемам феноменологии и философии экзистенциализма.

В эпоху колониальных и освободительных войн в Латинской Америке многие литераторы, политики и свободомыслящие с восторгом и страстью распространяли и насаждали европеизм. Венесуэлец Андрес Бельо (1781–1865), учитель С. Боливара, сотрудничавший с А. Гумбольдтом, в «Философии рассудка», написанной под влиянием Рида и Гамильтона, дал глубокий анализ памяти. Позитивизм начинается с Конта и Спенсера. Кубинец Энрике Варона (1849–1933) считается типичным представителем социологического позитивизма, развиваемого им с натуралистической, антирелигиозной и антиметафизической позиции. В Бразилии Ботэлью ди Магальяш М. Лемос и Техейра Мендес вслед за Бенжаменом Констаном основали религиозный контизм и позитивистскую церковь (1881), способствовали осуществлению республиканской революции под лозунгом «Ordem е Progreso» («Порядок и прогресс»), а также разработали позитивистскую политическую конституцию. Аргентинский философ Хосе Инхеньерос (1877–1925) рассматривал область непознаваемого как сферу применения будущей метафизики, которая, однако, должна быть построена на гипотезах, правомерных с точки зрения законов логики.

В период антипозитивистской реакции бразилец Тобиаш Баррето (1839–1889), который сам сначала был позитивистом, под влиянием Канта и Шопенгауэра пытался соединить механицизм с телеологией. Перуанец Алехандро Деустуа (1849–1945), который в своём учении выводит эстетические принципы всего существующего из творческой свободы, находился под влиянием идей Краузе, Вундта и Бергсона. К его школе принадлежат такие видные ученые, как теоретик науки О. Миро Квесада, феноменолог Фр. Миро Квесада и выдающийся психолог Онорио Дельгадо (р. 1892). Аргентинец Алехандро Корн (1860— 1936), следуя учению Дильтея, пытался решить проблему необходимости и свободы — при сохранении своеобразия и устойчивости обеих сторон — как проблему не спекулятивную, а практическую.

Учение бразильца Раймундо Брито де Фариаша (1862—1917), который, развивая спиритуализм, считал, что целью философии является не преодоление науки, а овладение ею, имело следствием появление целой школы. Уругваец Карлос Ваз Ферейра (1872–1958) в своём сочинении «Logica viva» подходит к конкретному как основе всех философских проблем. Мексиканец Хосе Васконселос (1882–1959) в своей основанной на эстетике монистической интерпретации универсума защищает идею американской духовно-космической расовой общности («raza cosmica americana»). Аргентинец Альберто Роухес (1880–1945) считает, что процесс физического становления, в котором отдельные моменты, чередуясь, сменяют друг друга и который носит преходящий характер, с одной стороны, и процесс духовного становления, который представляет собой постоянное взаимодействие отдельных моментов вечности: прошлого, настоящего и будущего — с другой, нельзя сводить друг к другу.

Мексиканец Антонио Каос (1883–1946), на учение которого оказали влияние наряду с Бутру и Бергсоном также и немецкие философы, в том числе Гуссерль, внёс новое в развитие мексиканской философии, создав философию жизни и действия. . Среди современников этих мыслителей видное место занимает, бесспорно, аргентинец Франсиско Ромеро (1891–1962), который, являясь блестящим знатоком современной немецкой философии, развивает её идеи, главным образом в учении об интенциональности, ценности и трансценденции. Аргентинец Карлос Астрада (р. 1894), ученик Гуссерля, Шелера, Хайдеггера, обогащает Новый Свет идеей экзистенциального риска и усматривает в экзистенциалистском понятии «игра» («juego»), которое образует у него собственную сферу и имеет собственное развитие, решающий фактор формирования спекулятивной метафизики.

Современный мексиканский философ Аугустин Басаве Ф. дель Валле, отправляясь от критики учения о государстве X Кельзена, включает принципы теории государства в философскую антропологию. Вопросами философии права в Аргентине занимается Карлос Косио (р. 1903), пытаясь связать учения таких философов, как Кельзен, Гуссерль, Хайдеггер. Среди неосхоластов видное место занимает Исмаэль Квилес (р. 1906), который в рамках персонализма как цели экзистенциализма стремится обосновать философию «устойчивости», «постоянства» («insistencia») как связующее звено между томизмом и учением Хайдеггера. Мексиканец Эдуардо Гарсиа Майнес (р. 1908), примыкая к Кельзену и Н. Гартману, исследует проблему значения права и склоняется к логистическому обоснованию его формальной структуры. На философские проблемы права ориентируется также уругваец Хуан Ламбиас де Асеведо (р. 1907), который под влиянием античной и в особенности немецкой философской мысли развивает идею ценности как момента бытия сущего наряду с сущностью и существованием
и в осознании ничтожности человека видит путь к её преодолению.

Смотрите также:

  • Пётр Дамиани
    (Petrus Damiani) — итальянский схоласт; p. 1007 (Равенна) — ум. 22.2.1072 ...
  • Шанкара
    (Shankara) — индийский философ, ок. 788–820. В своих комментариях ...
  • Франклин
    (Franklin) Бенджамин — североамериканский политический деятель ...
  • Квинтилиан
    (Quintilianus) Марк Фабий — римский ритор; p. 30 — ум. 96. В конце своей ...