Английская Философия

Английская Философия

(englische Philosophic). По вопросу об участии английских, шотландских и ирландских теологов и философов в формировании схоластической философии остаётся в силе сказанное в начале статьи о немецкой философии. В отличие от немецкой философии, английская философия обращалась и обращается больше к неотражённой (нерефлектированной) действительности и практической жизни. Уже первые представители самостоятельной английской философии были эмпириками и основывали своё учение на религиозном, научном и психологическом опыте; это были Роджер Бэкон (1214–1294), Иоанн Дунс Скот (1266–1308) и Уильям Оккам (1300–1350).

Основатель новой английской философии Фрэнсис Бэкон (1561–1626) выдвигает программу преобразования науки и выступает за чёткое разделение веры и знания. Томас Гоббс (1588–1679), «отец неверия», проложил путь причинно-механистическому пониманию природы и материализму, против которого боролись английский деизм, «естественная религия» Герберта Чербери (1583–1648) и платонизм кембриджской школы. Мистика Якоба Бёме проникла в Англию через Джона Пордеджа (1625–1698). Выдающийся представитель английского Просвещения Джон Локк (1632–1704) — критик теории познания, признававший источниками познания лишь восприятие и мышление. Представителями философии Просвещения являются также деист Джон Толанд (1670–1722), «вольнодумец» Антони Коллинз (1676–1729), натурфилософ и физик Исаак Ньютон (1643–1727) и моралисты Шефтсбери (1671–1713) и Фрэнсис Хатчесон (1694–1747).

Психологами из школы Локка (ассоциативная психология) были Дэвид Гартли (1705–1757) и Джозеф Пристли (1733–1804). Чистый идеализм и христианскую философию представлял Джордж Беркли (1685–1753), известный также и как гносеолог. Английскую философию Просвещения завершает философия здравого смысла (common sense) шотландской школы, которая развивается и в XIX в., ревностно придерживаясь трезвой эмпирической точки зрения. Она возникает в тесной связи с философией Шефтсбери; главными представителями её наряду с Хатчесоном являются Томас Рид (1710–1796), Дугалд Стюарт (1753— 1828) и Томас Браун (1778–1820); близко к ней стоит экономист Адам Смит (1723–1790), а также Дэвид Юм (1711–1776), по Дж. Ст. Миллю, — «величайший негативный мыслитель всех времён». После Юма английская философия больше не претерпевала принципиальных изменений, вызываемых внутренними причинами, хотя приблизительно с 1800 она испытывала духовное влияние извне: влияние Французской революции, немецкого идеализма и новейших достижений естествознания, особенно биологии, в познании мира.

Старую, основанную Ридом шотландскую школу со времени Уильяма Гамильтона (1788–1856) и Уильяма Уэвелла (1794— 1866) сменяет новая, испытавшая частичное влияние Канта. В резкой оппозиции к последней находится Иеремия Бентам (1748–1832), объяснявший нравственность и право, исходя из их полезности, и стремившийся к наибольшему возможному счастью для наибольшего числа людей. Дальнейшему развитию ассоциативной психологии способствует в числе прочих Джеймс Милль (1773–1836). В связи с развитием естествознания продолжают развиваться (в частности, в работах Уэвелла) теория познания и методология, причём в них уже появляются моменты логистики, например, у Джорджа Буля (1815–1864) и У. Ст. Джевонса (1835–1882). Решающую роль играет дальнейшее развитие классической английской эмпирической философии Дж. Ст. Миллем (1806–1873) и Гербертом Спенсером (1820— 1903).

У последнего отчётливее, чем у первого, проявляется характерный для большинства представителей и направлений английской философии XIX и XX вв. союз между эмпиризмом XVII и XVIII вв. и биологией XIX в., которые объединяются в эволюционизм, не лишённый спекулятивных элементов; представителями последнего являются среди прочих У. К. Клифорд (1845–1879) и Т. Г. Гекели (1825–1895). Классиком биологизма является Чарлз Дарвин (1809–1882) с его учением о «борьбе за существование». Против биологизма и эволюционизма выступает романтико-идеалистическое, испытывающее влияние христианства течение, поддерживаемое прежде всего Джеймсом Мартино (1805–1900), А. К. Фрэзером (1819–1914) и Робертом Флинтом (1838–1910). Под влиянием немецкого идеализма находятся также представители этики Томас Карлейль (1795–1881), Генри Сиджвик (1838–1900) и Т. X. Грин (1836–1882).

Однако собственно кантианство, как и гегельянство, в английской философии не было господствующим. В то же время мысли Канта и Гегеля не раз оказывали влияние на английскую философию: гегельянцем является, например, Дж. X. Стирлинг (1820–1909). Делались самые различные попытки синтеза идеализма и биологизма (в этой связи примечательна книга: Д. Г. Ритчи. Darwin and Hegel, 1893). Неогегельянцами являются Ф. Брэдли (1846–1924), Бернард Бозанкет (1848–1923) и Дж. Э. Мак-Таггарт (1866–1925). Психологию как биологически обосновываемую теорию сознания продолжают развивать, в частности, Джеймс Уорд (1843–1925), Дж. Ф. Стаут (1860–1943), Ч. Э. Спирмен (1863–1945), а также Уильям Мак-Дугалл (1871–1938). Наконец, как самостоятельные явления в английской философии наиболее известны прагматизм Ф. К. С. Шиллера (1864–1937) и неореалистическая школа (см. Неореализм), наиболее видным и влиятельным представителем которой является Бертран Рассел (1872–1970); он соединяет в себе острый ум логика и математика, афористические мысли и гуманные, пацифистские идеи.

В период между двумя мировыми войнами он был наиболее популярным из английских философов. Наряду с Расселом следует назвать Дж. Д. Хикса (1862–1941), Дж. Э. Мура (1873–1958) и Ч. Д. Брода (1887–1971). Из неореалистической школы вышли представители английской онтологии: Сэмюэл Александер (1859–1938), склонявшийся к пантеизму, платоник Алфред Норт Уайтхед (1861–1947), представляющий эволюционистский теизм Джон Лэрд (1887–1946), А. Э. Тейлор (1869–1945) и др. Крупным представителем философии религии является К. Даусон (1889–1970). Философский биологизм представляет Дж. С. Хаксли (1887–1975). Выдающимся представителем философии истории в Англии является А. Дж. Тойнби (1889–1975). Экзистенциалистская философия не представлена в современной английской философии ни одним достойным упоминания философом: для английской научной мысли существование не является философской проблемой. Напротив, ныне в Англии все большее значение приобретают метафизика и аналитическая философия (последняя в тесной связи с формально-математическими исследованиями).

Смотрите также:
Неореализм