Аполлонический — Дионисический

Аполлонический — Дионисический

(apollonisch-dionysisch) — понятия, выведенные Шеллингом, который с их помощью хотел выразить сущность бога Атюллона как олицетворение формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. «В человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьянённым и трезвым — в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоническое воодушевление от просто дионисического». Этими понятиями пользовались также Гегель, Ницше и Рих. Вагнер. В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1871) Ницше рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму Вагнера как отдельные моменты аполлонического и дионисического начал.

Смотрите также:

  • Зло
    (Bose) — противоположность добра (см. Добро и зло). Зло понимается ...
  • Росцелин
    (Roscelinus) Иоанн — схоласт; р. ок. 1050 (Компьен) — ум. 1123/1125 (там же). ...
  • Якоби
    (Jacobi) Фридрих Генрих — философ; p. 25.1.1743 (Дюссельдорф) — ум. 10.3.1819 ...
  • Бытиё-в-себе (в-себе-бытиё)
    (Ansichsein) — в учении о познании независимость сущего от субъекта, ...