Аполлонический — Дионисический

Аполлонический — Дионисический

(apollonisch-dionysisch) — понятия, выведенные Шеллингом, который с их помощью хотел выразить сущность бога Атюллона как олицетворение формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. «В человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьянённым и трезвым — в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоническое воодушевление от просто дионисического». Этими понятиями пользовались также Гегель, Ницше и Рих. Вагнер. В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1871) Ницше рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму Вагнера как отдельные моменты аполлонического и дионисического начал.

Смотрите также:

  • Диаллель
    (Diallele; от греч. diallelos tropos — «движущийся в круге вид») — порочный ...
  • Розенкранц
    (Rosenkranz) Карл — философ; р. 23.4.1805 (Магдебург) — ум. 14.6.1879 ...
  • Классический
    (klassisch) — превосходный, образцовый; соответствующий высшему ...
  • Бор
    (Bohr) Нильс — датский физик; p. 7.10.1885 (Копенгаген) — ум. 18.11.1962 ...