Аполлонический — Дионисический

Аполлонический — Дионисический

(apollonisch-dionysisch) — понятия, выведенные Шеллингом, который с их помощью хотел выразить сущность бога Атюллона как олицетворение формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. «В человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьянённым и трезвым — в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоническое воодушевление от просто дионисического». Этими понятиями пользовались также Гегель, Ницше и Рих. Вагнер. В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1871) Ницше рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму Вагнера как отдельные моменты аполлонического и дионисического начал.

Смотрите также:

  • Пограничные ситуации
    (Grenzsituationen) — согласно К. Ясперсу, ситуации, в которых ...
  • Кесслер
    (Kessler) Герберт — писатель-философ; p. 8.12.1918 (Мангейм); руководитель ...
  • Шмидт
    (Schmidt) Герхарт — философ; p. 3.6.1925 (Лёррах); профессор в Бонне, ...
  • Альберт Великий
    Albert der GroBe; лат. Albertus Magnus) — граф Альбрехт фон Болыптедт, имел ...