Ницше

Ницше

(Nietzsche) Фридрих — философ; p. 15.10.1844 (Реккен, близ Лютцена, Саксония)— ум. 25.8.1900 (Веймар). Дед и отец Ницше были пасторами, отец его умер в 1849. Свои первые стихи и сочинения Ницше написал в десятилетнем возрасте. В 1858 Ницше поступил в наумбургскую школу в Пфорте. В 1864–1868 он изучал филологию в Бонне и Лейпциге. Уже в апреле 1869 благодаря рекомендации филолога Ф. В. Ритчля он получил в Базеле место профессора, которое в 1878 вследствие болезни вынужден был оставить. С 1871 состояние здоровья Ницше все более ухудшалось, иногда ему приходилось переносить поистине адские страдания. Его терзала мучительная болезнь глаз, ведущая к почти полной потере зрения. В декабре 1888 Ницше был разбит параличом. Вскоре у него наступило помрачение ума. Его сестра Элизабет Фёрстер-Ницше [р. 10.7.1846 (Рёккен) — ум. 8.11.1935 (Веймар)] ухаживала за ним до самой его смерти и после этого взяла на себя заботу о наследии философа.

Ницше был человеком невысоким и болезненным, необщительным и неловким. Стыдясь этих своих недостатков и мелкобуржуазного происхождения, он старался держаться с преувеличенным достоинством. Так как Ницше был погружен лишь в мир порождённого им идеального образа человека (сверхчеловека) и обречён на одиночество, то в конце концов его жизнь стала нереальной, иллюзорной и даже привела его к созданию собственного мифологизированного образа. В 1872 вышла первая книга Ницше «Die Geburt der Tragodic aus dem Geiste der Musik» [«Рождение трагедии из духа музыки»]. Его учитель Ритчль и Ульрих фон Виламович-Мёллендорф сочли её ненаучной и отвергли. В своих «UnzeitgemaBen Betrachtungen» [«Несвоевременных размышлениях»], которые были написаны в 1873–1876, Ницше обрушился на Д. Ф. Штрауса и на сторонников историзма, превознося в то же время Шопенгауэра и Рихарда Вагнера. С Вагнером он вскоре порвал. Книга «Die Frohliche Wissenschaft» [«Веселая наука»] (1882, окончательная редакция — 1886) непосредственно предшествовала знаменитому произведению Ницше «Also sprach Zarathustra. Ein Buch fur Alle und Keinen» [«Так говорил Заратустра»] с подзаголовком [«Книга для всех и ни для кого»] (1ч. — 1883, первое полное издание — 1892). Эту свою работу Ницше считал «самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество».

Своим основным, программным, произведением Ницше предполагал сделать книгу «Der Wille zur Macht. Versuch einer Umwertung aller Werte» [«Воля к власти. Попытка переоценки всех ценностей»], но оставил лишь массу заметок и афоризмов, созданных в процессе её подготовки. Этот материал был издан Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом под общим названием «Der Wille zur Macht» [«Воля к власти»]. Значительное влияние на ницшеанскую философию оказали волюнтаристская метафизика Шопенгауэра и дарвиновский закон борьбы за существование. Отправляясь от этих учений, Ницше стремился создать идеал нового человека, сверхчеловека, призванного уничтожить все лживое, болезненное, враждебное жизни. Его философия должна была занять место того философского нигилизма, приближение которого он видел. Борясь против христианства, Ницше утверждал, что продуктом христианства является «рабская мораль» (во всяком случае, ему известен лишь «инфантильный, пиэтический образ Христа, наделённый сентиментальной мягкостью и пассивностью» (Г. Зигмунд). Он боролся и против буржуа, мораль которых считал лживой, и против плебса, угрожавшего, как он полагал, всему благородному и возвышенному.

Ницшеанская модель сверхчеловека есть не что иное, как образ человека — господина эпохи Возрождения, воплотившегося, например, в лице Чезаре Борджа (1475–1510). Метафизический лейтмотив ницшеанства, частично восходящий к Шопенгауэру, гласит: все существующее, в том числе и человеческое познание, есть только форма проявления воли к власти; никакого абсолютного бытия нет: бытие — это становление, но не беспрестанное возникновение нового, а лишь «вечный круговорот » всего того, что в прошлом уже повторялось часы бытия снова и снова оказываются перевёрнутыми«); идентичное, неизменное Я — такая же фикция, как и истинное бытие. Значение Ницше не только в его метафизике, но в том вкладе, который он внёс в борьбу со спекулятивным мышлением и прежде всего в вовлечении мышления в жизнь. Он учил примиряющему с судьбой amor fati: «Судьба, я следую тебе добровольно, — если бы я этого не делал, мне пришлось бы это делать со слезами». Для современной экзистенциалистской философии важно также и следующее положение (из работы «Шопенгауэр как воспитатель»): «Человек, который не хочет слиться с толпой, должен прежде всего отбросить свою лень и следовать голосу своей совести, ты теперь думаешь и делаешь, к чему стремишься, — все это не ты!» В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону«. Этот манекен, мыслящий лишь по общему шаблону, и есть нечто безличное, Man в философии Хайдеггера. Несомненно, Ницше был выдающимся критиком и писателем, создавшим новые языковые формы, виднейшим мастером афоризма, крупнейшим эссеистом и поэтом. Но понимание философии Ницше затрудняет софистическая форма, в которую она облечена. «У Ницше нельзя искать никакого покоя, в его философии нет ни окончательной истины, ни положений, которые просто можно принять на веру... Ницше может правильно понять лишь тот, кто предварительно уже получил систематическую теоретическую выучку, кто приобрёл точность мышления и настойчивость... Философствовать вслед за Ницше — значит постоянно утверждать себя в противовес ему» (К. Jaspers. Nietzsche. Einfuhrung in das Verstandnis seines Philosophierens, 19503).

Смотрите также:

  • Софисты
    (Sophisten; от греч. sophistes — «мастер, художник») — так первоначально, ...
  • Аутизм
    (Autismus; от греч. autos — «сам») — жизненная установка, при которой ...
  • Справедливость
    (Gerechtigkeit) — у Платона добродетель правильного отношения ...
  • Гипотеза
    (Hypothese; от греч. hypothesis — «основание, основа») — хорошо ...