Философия истории

Философия истории

(Geschichtsphilosophie; выражение «философия истории» ввёл Вольтер, фактически же её начала восходят к античности) — истолкование и оценка истории, т. е. по большей части результатов исторического исследования и изложения истории; см. История. Важнейшими системами философии истории являются следующие. Теологическая философия истории в качестве движущей силы исторического развития рассматривает решение Бога; метафизическая философия истории — трансцендентную закономерность, или судьбу; идеалистическая философия истории — идеи, духовно-научную или духовно-душевную жизнь человека, натуралистическая философия истории — природу человека, как обладающего влечениями, страстями, и его среду; материалистически- экономическая философия истории — экономические отношения. В зависимости от того, как определяется роль человека в истории, существует индивидуалистическая и коллективистская философия истории. С другой стороны, им противостоит фаталистическая (детерминистская) и активистическая (индетерминистская) философия истории.

Другие важные проблемы философии истории: сущность и границы исторического познания, образование понятий исторической науки; так называемый исторический закон, так называемый смысл истории — все эти проблемы сводятся к вопросу о том, связан ли ход истории необходимым образом с «прогрессом» и какие ступени при этом должны быть пройдены. Исторически философия истории начинается в античности с исследований Геродота и Фукидида о силах исторического движения, далее идёт через Полибия к целостному пониманию Посидония и нравственно- политическому — Плутарха. Августин создал философию истории Града Божьего, нашедшего своё земное выражение единственно в христианской церкви, и его философия истории оказала решающее влияние на последующее тысячелетие.

Только в ХУШ в. философия истории принципиально вышла за пределы августиновского учения, на котором она основывалась в течение столетий; правда, она стала психологизирующей, желающей видеть в истории осуществление законов индивидуальной душевной жизни. Немецкий идеализм с его предшественниками, метафизические силы и идеи, а человека рассматривает как вплетённого в эмпирические и трансцендентные события истории; Гегель прямо-таки всю действительность считает историей, в которой господствует мировой разум. Философия истории XIX и начала XX в. часто примыкает к философии истории XVIII в., большей частью полемизируя с естественно- научной точкой зрения и нередко разрабатывая весьма абстрактную логику и теорию познания истории, часто также склоняясь к историзму или, как Шопенгауэр, Якоб Буркхардт и Освальд Шпенглер,— к пессимизму, или, как Тойнби, — к умеренному оптимизму, или, как марксизм, — к принципиальному оптимизму, опирающемуся на диалектику мировых событий. Все большее значение приобретает теологическая философия истории разных конфессий.

На последний вопрос, стоящий перед философией истории, — имеет ли смысл история человечества, — в настоящее время отвечают в общем отрицательно (за исключением христианской философии истории); см. также Ожидание гибели.

Смотрите также:
История
Ожидание гибели