История

История

(Geschichte) — временная последовательность мировых событий, создающих определённую действительность, а также запись этих событий и их содержания, проще всего — в форме обычного временного следования одного события за другим (т. е. в форме хроники). Несмотря на то что человеку ближе всего история человеческого рода, т. е. его собственная история, тем не менее и не-человеческая природа имеет свою историю (которая подробнее рассматривалась только с XIX в.), включающую в себя историю возникновения мира, земли, царства растений и животных. Задача исторического исследования — из совокупности исторических событий, дошедших до нас, выбрать те, которые имеют значение, составить с их помощью историческую картину и вскрыть существующие между ними связи таким образом, чтобы современное состояние оказалось их результатом. Историческое исследование при этом не стоит над историей, а само вплетено в ткань времени. То, что в истории является лишь физической основой и что одинаково повторяется, т. е. закономерные причинные связи и механические силы, — это неисторическое в истории. В буре событий подлинно историческое носит характер единственного в своём роде.

Оно является традицией благодаря авторитету и составляет непрерывность благодаря воспоминанию о прошлом. Это смена событий в сознательно осуществлённых смысловых связях. Почему вообще существует история? Потому что человек — существо конечное и несовершенное; превращения, происходящие в нем благодаря времени, приобщают его к вечному, постичь которое он может только таким путём. Несовершенство человека и его историчность — это одно и то же. Ограниченность человека исключает некоторые возможности: на земле не может быть идеального состояния. Не существует справедливого устройства мира. Не существует совершенного человека. Устойчивые конечные состояния возможны лишь как повторения естественных событий. Благодаря своему несовершенству устройство мира должно постоянно меняться в истории. История сама собой не может быть завершена. Она может окончиться только благодаря внутреннему затору (Versagen — отказу) или космической катастрофе.

«Но вопрос о том, что же в истории является подлинно историческим в процессе своей реализации из вечного, побуждает нас увидеть, разрешить его, тем не менее остаётся невозможным в целом и окончательно вынести суждение о каком-либо историческом явлении, так как мы не божество, которое судит, а люди, которые открывают смысл явления, чтобы участвовать в историческом. Поэтому чем больше мы его постигаем, тем больше поражаемся и все снова продолжаем искать» (К. Jaspers. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, 1949); см. также Философия истории, Историка, Всемирная история.

Смотрите также:
Философия истории
Историка
Всемирная история