Стоя

Стоя

(Stoa) — широко распространённое в древнегреческой философии течение. Основано приблизительно за 300 лет до н. э. Зеноном из Китиона. Зенон собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах — Stoa poikile (отсюда происходит название этой школы). Знаменитыми стоиками были Клеанф (ему принадлежит изречение «в нем (Боге-космосе) мы живём, движемся и существуем», которое приводит апостол Павел (см. Деяния апостолов, 17:28) и Хрисипп; Панэций, Посидоний, являющиеся представителями средней Стой, а также позднейшие стоики — Сенека, Мусоний, Эпиктет и император Марк Аврелий.

Во время империи учение Стой превратилось в своего рода религию для народа. Для стоиков, которые эклектически соединили в своей философии самые различные учения, Бог и природа суть одно и то же, а человек — часть этой богоприроды. Все действительное и действующее телесно. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а сама есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — божество. Она пронизывает мир как распространяющееся во все стороны дуновение (световой эфир), она душа мира, его разум. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и все снова и снова растворяющиеся в этой божественной силе. Все происходит согласно внутренней и абсолютной необходимости, и абсолютно необходимое есть одновременно и абсолютно целесообразное. Но, с другой стороны, стоики считают, что существует свобода воли. Поэтому они требуют (ради свободы) жить в согласии с природой. Но так как человеческий разум, пока он действительно заслуживает этого названия, есть часть мирового разума, то жить сообразно природе — значит жить одновременно и сообразно разуму.

Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, не чем иным, как самосохранением и самоутверждением; но споспешествовать самому себе — значит, если это осуществляется правильно, споспешествовать общему благу. Все грехи и безнравственные поступки суть не что иное, как саморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Правильные (сообразные с разумом и природой) желания и воздержания, поступки и дела — гарантия подлинного человеческого счастья. Но правильно желать и воздерживаться — значит всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой. Стоическая этика существует и поныне в англосаксонском мире: ей соответствует идеал воспитания «джентльмена».

Смотрите также:

  • Хобхаус
    (Hobhouse) Леонард Трелоуни — английский социолог; p. 8.9.1864 (С. Айв, ...
  • Душевные склонности
    (Seelenvermogen) — понятие старой психологии со времён Просвещения, ...
  • Томазий
    (Thomasius) Христиан (Кристиан) — философ; p. 1.1.1655 (Лейпциг) — ум. 23.9.1728 ...
  • Двойственная Истина
    (doppelte Wahrheit) — возможность для одного и того же познания быть ...