Шелер

Шелер

(Scheler) Макс — философ; p. 22.8.1874 (Мюнхен) — ум. 19.5.1928 (Франкфурт-на-Майне); профессор в Кёльне (1919–1928), во Франкфурте (1928); ученик Эйкена. Шелер перенёс феноменологический метод Гуссерля в сферу этики, философии культуры и религии, изображая нравственные ценности неизменными «сущностями» и противопоставляя формальной этике Канта материальную этику ценностей. Главные области его исследования — понимающая психология, в частности психология чувства, и «социология знания» в самом широком смысле, в которой он различил ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению к Богу, миру, ценностям, действительности, жизни) и пытался поставить их в связь с определёнными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни.

Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности становятся доступными восприятию. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объёму наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католической религии откровения и развивал пантеистическо-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все метанауки, включая антропологию. Все же от своей феноменологическо -онтологической точки зрения он полностью так и не отошёл, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, а также философии истории и культуры и проблема теогонии. См. Всё-жизнь, Влечение, Совокупное лицо, Ordo amoris, Ресублимация, Первосущее.

Смотрите также:
Всё-жизнь
Влечение
Совокупное лицо
Ordo amoris
Ресублимация
Первосущее